фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Особые зрители, особые фокусы
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Каждый второй заказчик, приглашая фокусника, обычно произносит фразу: «У нас очень серьезное мероприятие. И очень серьезные люди». Иногда полушепотом перечисляются фамилии: Воробьев, Пронин, Москалев… (вы можете вписать и другие).

Очевидно, что каждый считает свое мероприятие в высшей степени важным и ответственным, будь то маленькая свадьба или масштабный корпоратив. Собственный праздник всегда наделяется особой значимостью. Да и сложно себе представить человека, который бы, позвонив, произнес: «Вы знаете, мероприятие у нас будет так себе. И люди будут не очень. Обычное мероприятие, ничего особенного».

Простой праздник



В прошлом году на финале конкурса по информационным технологиям ПРОФ-IT’2013 Александр Селютин поделился похожей мыслью. По его признанию при автоматизации любой предметной области первое, что он слышит: «Вы знаете, наша сфера деятельности особая, не такая, как у всех. Она очень нестандартная. И вряд ли ее вообще можно автоматизировать». После чего, происходит анализ и процесс формализации задачи, и «нестандартная» предметная область становится классической для автоматизации.

Селютин Александр

Точно также и в event-индустрии. Любое мероприятие, в конечном счете, сводится к решению двух задач: обеспечить гостей ХЛЕБОМ И ЗРЕЛИЩАМИ. Все остальное плод капризов и креатива. Самая нестандартная тематическая свадьба, самый важный юбилей, самые-самые важныe VIP гости – все хотят на празднике двух вещей: ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ. Качественного хлеба и качественных зрелищ. Однако чрезмерные переживания заказчиков часто побуждают их вмешиваться в процессы, которые должны быть строго в компетенции исполнителей и подрядчиков. Например, в стремлении «сделать праздник лучше» можно так влезть в творческую работу ведущего и его сценарий, что запросто всё испортить.

В отношении фокусников тоже могут возникать ситуации, едва ли делающие выступление лучше. Например, часто звучит вопрос: «А какие фокусы вы показываете?». Это логичный и естественный вопрос. Более того, я бы сам его, пожалуй, задал, если бы приглашал фокусника. Но этот вопрос обычно настораживает фокусников. Во-первых, пересказывать фокусы занятие неблагодарное. Это все равно, что попытаться в трех предложениях пересказать три фильма. Во-вторых, некоторые фокусники уже обожглись, позволяя заказчикам выбирать фокусы, что приводило к уродованию программы. Поэтому фраза: «Нам нужен список ваших фокусов, чтобы мы могли выбрать», особенно, когда это произносит молодой менеджер, которому доверили организовывать праздник, вводит фокусников в состояние глубокой фрустрации.

Не редко можно услышать и такую фразу: «Поскольку у нас на празднике будут очень серьезные люди, то давайте там без всяких шуток. По минимуму общение с гостями, они очень важные, не стоит подходить к ним и беспокоить их. Мы вам даже покажем те столы, к которым лучше вообще не подходить. Лучше без интерактива, что-то под музыку, ненавязчиво».

Грустный праздник

Раньше я покорно выполнял эти рекомендации, наблюдая, как уныло грустит VIP-публика. И порой хочет, чтобы с ней общались. Но перепуганные менеджеры запретили это. «Зажатый» ведущий, прозомбированные артисты, работающие в четверть голоса, и в итоге, праздник превращается в грустный поминальный ужин. Важные люди еще больше скучают, а последняя их надежда развлечься, отдохнуть, расслабиться, убита пугливыми инструкциями перестраховщиков-организаторов.

Люди вне зависимости от их статуса и принадлежности к VIP-сегменту хотят и любят качественно развлекаться. Безусловно, качественно – не означает скакать в мешках и втыкать зубочистки в яблоки. Деликатный юмор, импровизация, интересное общение с гостями, в том числе и здоровая доля эпатажа, провокаций – вот непременные атрибуты любого хорошего эстрадного шоу.

Отличная публика

Опасения организаторов можно понять. Скорее всего, им когда-то доводилось видеть выступление плохих артистов, плохой юмор, пошлость со сцены, неумение общаться с аудиторией. Поэтому и хочется перестраховаться. Но зачастую такие ограничения неадекватны и убивают праздник. И вот тут нужна инициатива артиста. Нужно нарушать эти установки, действовать в соответствии со своим профессиональным чутьем, опытом.

Например, когда я слышу пожелания, чтобы не было интерактива, «никого не трогать» и «без всяких там шуток», я утвердительно киваю головой, а уже выйдя на сцену, смотрю на реакцию зрителей, и если вижу живой интерес к фокусам, незамедлительно начинаю общение с публикой. С юмором и интерактивом. И после концерта всегда потом слышу: «Ой, так здорово! Мы сначала боялись, когда вы вызвали председателя правления на сцену. Ну, слава богу, все обошлось, всем понравилось». А этот председатель правления сам выскочил на сцену и да еще и не хотел с нее уходить.

Интерес к фокусам

Поэтому опытные артисты всегда вежливо и внимательно слушают наставления заказчиков, машут понимающе головой, а потом действуют по-своему, исходя из многолетнего профессионального опыта. И никогда не ошибаются. И, конечно, нужно стараться исключать всякую возможность вмешательства заказчика в творческий процесс, программу, особенно на уровне «скиньте список фокусов, мы выберем».

Во-первых, профессиональные фокусники имеют большой репертуар и даже несколько программ, и в зависимости от условий выступления, внешних факторов набор фокусов может меняться (даже в ходе выступления). Например, можно парировать чью-то реплику фокусом, можно наоборот убрать фокус из программы, хотя он и готовился заранее. Сложно объяснить заказчику, что если идет дождь и земля мокрая, то рутинку Табари с наступанием ногой на веревку лучше заменить на разрезание и восстановление. А при сильном ветре любая левитация может обернуться поломкой реквизита и диким срамом. Оценив расположение зрителей, часть трюков может быть заменена на более подходящие для обзора. А если принимать во внимание настроение публики, настроение ведущего, то программа может сильно корректироваться, и предварительный отбор фокусов заказчиком сводит на нет все эти возможности оптимизации программы.

Реакция зрителей

Перед каждым выступлением я заглядываю в зрительский зал, смотрю на публику, рассматриваю лица, настроение гостей, атмосферу зала, расстановку столов, свет и улавливаю еще пару десятков факторов, которые мне никто никогда не сможет передать словами. Даже если скажут заранее, где будут сидеть Москалев, Воробьев и Пронин. Поэтому каждый фокусник до начала выступления смотрит в зал, оценивает обстановку, и в случае необходимости, корректирует программу.

Второй причиной, по которой нельзя доверять зрителю (заказчику) выбирать фокусы является невозможность адекватного описания трюка, его ценности, сущности. Если написать «Комический фокус с исчезновением платочка», то многие испытают рвотный рефлекс и вычеркнут этот трюк. Но если вспомнить, как старший Акопян рвал зал этим платком, то такое вычеркивание только лишит зрителя хорошего фокуса. Или, например, любая попытка описать «Фокус с веревкой» для следующего номера будет едва ли возможной.



Мне известна история, как однажды, фокусник Рафаэль Циталашвили решил проучить любителей выбирать фокусы. Он предоставил список и увеличил цену вдвое. Первым номером, выбранным заказчиком, было «исчезновение невесты». Для этого Рафаэль пригласил невесту на сцену, попросил всех в зале закрыть глаза. Спросил: «Вы видите сейчас невесту?». Все хором ответили: «Нееет!». Тогда Рафаэль торжественно объявил, что невеста исчезла, но как только все откроют глаза, она появится снова. После чего добавил: «Я не хотел показывать эту глупую иллюзию, но ее очень сильно просили показать организаторы». И увидев ужас в глазах выбирателей фокусов, продолжил уже свою нормальную программу.

Каждый раз, когда я соглашался на то, чтобы заказчик выбирал трюки из списка, я жалел об этом. И испытывал на сцене чувство беспомощности и упущенных возможностей. Фокусники – не позволяйте заказчикам выбирать фокусы! Выбирать фокусы – это все равно что диктовать художнику, какими красками пользоваться в работе.



  • 1
Спасибо, Денис, за очередное теоретически-практическое обоснование одного из принципов работы Фокусника: "Фокусники, не позволяйте заказчикам выбирать фокусы!"

Edited at 2014-07-24 06:18 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account