фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
XV-й Конгресс фокусников в Москве 2015
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Итак, завершился XV-й Конгресс Российской Ассоциации Иллюзионистов (РАИ).

Конгресс иллюзионистов

В этом году организация Конгресса РАИ была намного лучше, во многом благодаря отлаженной работе молодых волонтеров из команды Виктора Дэгео: Александра Шальнева, Павла Белова, Романа Решетникова, Павла Михайлова, Антона Лопатина, Зубарева Михаила. Спасибо этим парням за четкую воодушевленную работу, без «колхоза» и суеты. Волонтеры общались по рациям, что уже показывало определенный уровень ответственности и подготовки. В целом, конгресс был насыщенным и познавательным. А теперь подробнее.


Обучающая часть понравилась больше конкурсной. Конкурс по микромагии я, к сожалению, проспал, но слышал постоянно две вещи: конкурс был коротким и лучше всех показал Сергей Коллер (он занял единственное призовое Третье место в микромагии). Организационным недостатком можно считать большие перерывы между мероприятиями, длившиеся порой по нескольку часов. Это, конечно, давало фокусникам возможность пообщаться.

Анастасия Синицына

Но иногда все превращалось в мытарство и шатание, а кафе «Му-му» сделало за эти три дня месячную выручку.

В детском конкурсе выступление началось с Владимира Григорьева. Когда на сцену вышел мальчик, родилась шутка «как помолодел Азам!» (тезка из г. Чебоксары). Владимир Григорьев из г. Богучар показывал манипуляцию «шариками мороженого» и занял в конкурсе Третье место.

Конкурсант

Совершенно хитовым было выступление Вячеслава Зубарева (Москва). Дело в том, что Славику всего 4 года. При этом он осознанно показывал фокусы, а его отец играл рядом на барабанах. Мальчик вызвал восторг у всего зала, и сразу стало ясно, что это будет как минимум «Приз зрительских симпатий» (что позже подтвердилось). В итоге Славик забрал еще и «Второе место». Надо сказать, что Славик смотрелся действительно достойно, очаровательно и вызывал умиление даже у самых черствых фокусников, ненавидящих детей. Во время награждения отец Славика выразил отдельные слова благодарности Юрию Савицкому, без которого не было бы этого номера.

Детская магия

Далее выступал Дмитрий Советов (Санкт-Петербург) с летающей тростью, платками, веревками и огоньками. Его сменил ученик Олега Медкова Никита Яцик (Иваново). Он использовал минимальное количество реквизита – пара платков и шарик. В какой-то момент Никита заставил весь зал вздрогнуть. Совершенно непредсказуемо шарик стал исчезать и появляться на противоположных концах платка. А когда внезапно появился большой белый платок, публика простонала. Эти два хода были самыми красивыми и знаковыми (Никита занял Первое место в детской магии).

Ученик Медкова

Единственное, что смущало – это слишком жалостливое выражение лица Никиты. В кулуарах даже возникали споры, бьет ли своих учеников Олег Медков. Шутка. Мы просто требуем, чтобы Никита больше улыбался! А вот со счастливого детского лица Владимира Блинова (Москва) улыбка не сходила до самого завершения банкета (его наградили кубком «Третье место»).

Банкет фокусников

Все в руках Владимира летало – шар, стол, кольца. К сожалению, освещение зала было коварным. Вроде бы очень темно, но почему-то иногда часть реквизита бликовала. Гвоздем номера стал страстный танец Владимира с летающей невидимой девушкой, которую он оживил поцелуем (6+). Не оживил номер звукооператор, который постоянно улучшал звук. Вообще говоря, вроде бы и поменяли звукооператора, но видно «место проклятое». Было много накладок со звуком, пленку постоянно зажёвывало, иногда фонограммы внезапно останавливались или начинали играть.

Завершил детскую программу Игорь Головин (Екатеринбург), показывая цветы, шарики и платки. Вообще, этот год объявляется «Годом шариков и платков». У нас уже были «Год ментализма», «Год юмора», «Год летающих столов». Такое впечатление, что в этом году шарики крутили между пальцев даже бабушки-гардеробщицы, но это были номерки. Не зря приезжал Лукас в прошлом году, ох не зря. Точно также думал и Иван Орлов (г. Омск), который показывал уже взрослую манипуляцию в стиле нашего корейского друга. Иван уверенно идет в искусстве по стопам великих, поэтому следов не оставляет.



Не задалось как-то в этот раз выступление любимца публики Юрия Мончака (Киев, Украина). Номер был с использованием мыльных пузырей, но видимо из-за сквозняка на сцене, пузыри часто лопались, что несколько сбивало с темпоритма.

Фокусник из Украины

Зато блестяще выступила его соплеменница Анна-Кристина Жарук (Киев, Украина). Красивый номер с большими веерами, которые появлялись, подбрасывались и ловились, красивая девушка, элегантность, стиль, в общем, "Красота спасет мир".

Фокусница из Украины

Во время выступления Анны-Кристины Жарук заметно активизировались фотографы.

фокусник Свеиго

У Александра Заварзина (Новомосковск) красиво исчезла клетка под прикрытием платка. Но ассистентка очень сильно переигрывала, особенно вначале, и как будто оттянула на себя баллы Александра. Владимир Шмидт (Германия) показал пародию на фокусников в стиле клоунады и гротеска. То, что это пародия я понял где-то на второй минуте (думал просто клоунада). Самым смешным было выдергивание голубя, который остался подмышкой. Также Владимир явно не жалел пироматериалов, и жег их, как в последний день срока годности.

Фокусник из Германии

Я наблюдал за залом. Зал смеялся, а иностранный гость Шон Фаркуа почему-то сидел с каменным лицом, либо панически осматривался по сторонам. Такая реакция Шона мне показалась странной, и ее природу я до сих пор не могу понять.

Анастасия Синицына также выступала в жанре клоунады. А вот жанр Свята Костюка сложно определить точно. Это был некий гранж-индастриал в стиле кубического (местами дадаического) постмодерна. Наблюдать за Святом было интересно. Летала трость (хорошо летала). Ревнителей высокого слегка покоробила сценка ингаляции, но все дружно посмеялись. Живенько и арт-хаусно.

Фокусник на ваш праздник

Особые слова восхищения в адрес Свята я слышал от Натальи Перфильевой.

Еще больше эпатировал публику Михаил Синютин. Он единственный, кто выступал с микрофоном, и по его первым словам, произнесенным с особой бодростью, стало понятно: «парень часто работает на корпоративах».

Фокусник-ведущий

Классический фокус с геометрическим парадоксом «лишнего кубика», который потом вмещается в ту же площадь, Михаил обыграл провокационно, используя аллегорию с Россией в качестве единого целого. Из зала выкрикивали «Крым», а Михаил хитро комментировал: «Заметьте, не я это сказал». После выступления часть публики горячо жала руки Михаилу, были и те, кто возмущалась, что он спекулировал на политической ситуации в конкурсе, что неприемлемо, даже по законам Олимпиады.

Далее на сцену вышел мужик лет сорока, то ли скрипач, то ли дирижер. У него летал пюпитр для нот, использовались смычки, ноты. С трудом в этом образе угадывались черты молодого человека Ильи Ильина. Пожалуй, это было самое глубокое погружение в образ.

Фокусник-музыкант

В конце Илья взял скрипку и по настоящему сыграл минуэт Боккерини (ну, не Ойстрах). Ольга Марченко (Санкт-Петербург) использовала в своем номере платки и голубей, а победил Константин Пузанов, которого было реально интересно смотреть. Его доработанный номер «Иду, курю» был исполнен так смачно, что я закурил на время конгресса, а артистические способности Константина порождали множество споров, был ли он «под шофе» или трезвый. Даже Василий Игоревич Руденко со слов Кости до его финального выхода на поклон, пребывал в уверенности, что «было». Таким образом, Пузанов обманул всех дважды. Да и вряд ли возможно так манипулировать без ясной головы.

Иду, курю

В ментальной магии были два участника: Максим Котов и Антон Козлов. Выступление Максима Котова со строительными степлерами лучше всего характеризуется его же вопросом, который он задал на пресс-конференции жюри: «Стоит ли выходить на сцену, если за несколько минут до начала весь твой реквизит упал и частично сломался». Борис Уайлд ответил так: «Мое мнение – выходить на сцену нельзя. У вас есть только один шанс на первое впечатление». Шон Фаркуа дополнил: «Если речь идет о конкурсе – то строго нет. Если же это коммерческое выступление, контракт, то выступать придется, поэтому остается только молиться и вперед!».

Ментализм

Антон Козлов исполнил достаточно сложный для разгадки трюк ментальной магии с предсказаниями, устроил Пушкиниаду в стихах, передал привет Александру Винокурову и доказал лично мне, что жанр ментальной магии абсолютно не для него. Ментализм – самое загадочное направление исполнительского искусства. Внешний вид, движения, костюм, стрижка, голос, юморески Антона выжигают напалмом всю мистику, превращая ментализм в клоунаду и фарс. Да, хорошие менталисты тоже шутят, тонко (или не очень), но потом отваливается челюсть, они резко переходят «в серьез», и зритель начинает уже дрожать, сомневаться и думать: «Что это? Как это? Это вообще фокус?». Начинают размышлять, погружаются в трепетное состояние. В этом сверхзадача ментализма. Антон, пропустив номер через себя, всем своим видом и действиями постулирует: «Никакой мистики нет. Никаких загадок нет. Вашего гребанного ментализма не существует. Есть только моя клоунада и фокусы».

Фокусник из Новосибирска

Многие в зале наверняка не поняли, как Антон сделал этот трюк, но им было это уже и не важно. Грустно, когда ты видишь трюк, не знаешь, как он делается, но тебе это и не интересно. Все же, самым удачным выступлением Антона Козлова за последние годы была его пародия на фокусников. Вот это было реально смешно, остроумно и органично. Неплохо было и с преподавателем (хоть и затянуто). Ментальные эксперименты же последних лет уводят Антона явно куда-то не туда.

Звездами вечернего Гала-шоу были испанцы Гектор Манча (Hector Mancha) и Мигель Муньос (Miguel Munoz). Гектор Манча поверг зал в недоумение и восторг, когда в его абсолютно (!) пустых руках стали появляться денежные купюры. Обычно, когда фокусники прячут что-то за ладонями, это все равно видно или хотя бы интуитивно понятно, по крайней мере, профессиональным фокусникам. Гектор в футболке с короткими рукавами показывал полностью голые руки, и через десяток секунд в них появлялось множество купюр.

Фокусник из Испании

Подобное ощущение было на выступлении Виктора Реннера в прошлом году на RMC. Концепция абсолютно невозможного появления шариков «из ниоткуда» в абсолютно голых руках. Техники разные, но это действительно какое-то дьявольское ощущение, когда в пустых руках что-то начинает появляться (и в немалых количествах). Да и сам вид Гектора был загадочный, если не сказать странный: очень длинные руки, почти до колен, некое безумие во взгляде. С одной стороны, он напоминал инопланетянина (любимая метафора Бориса Уайлда) или персонажа произведения «Пролетая над гнездом кукушки», с другой стороны, это усиливало его эффекты еще больше. Они казались сумасшествием и чудом, а не фокусами. Гектор тоже много кривлялся, клоунничал, но это пронимало до глубины души. Я даже не могу это назвать клоунадой. Как же это все далеко от нашей совковой клоунады, с дебильными улыбками и дешевыми блестящими костюмами. Кстати, в мирской жизни Гектор работает пожарным (рассказала Юлия Ким).

Вторым гвоздем программы был Мигель Муньос, показывавший номер, основанный на контактном жонглировании. С потолка лилась настоящая струя воды. Под музыку в медитативном духе Мигель крутил прозрачные стеклянные шары, периодически смачивая руки. Потом в одно мгновение стеклянный шар, как водяной, лопнул, превратившись в брызги. Как мыльный пузырь, наполненный водой. Жаль, что нельзя было снимать. Описывать эту красоту сложно. Постепенно, исчезло еще несколько стеклянных шаров, поток воды с крыши остановился.

Конферанс вечера был плохим. Все вспоминали и звали Римаса. Звукооператор постоянно изучал различные функции микшерского пульта, поэтому ведущий еще и менял голоса.

Конферансье

Далее в гала-шоу выступал канадский фокусник Шон Фаркуа (Shawn Farquhar), правда, в отличие от испанских коллег, менее концептуально. Шон показал несколько стандартных трюков: прохождение через веревку, танцующий платок в стеклянной банке (в новой версии, ходя по залу), фокус с четырехлетним сыном продюсера Никиты Белоблоцкого.

Фокусы с детьми

И многие в первый день конгресса даже как-то разочаровались в Фаркуа. Но разочарование прошло на следующий день после шоу микромагии и семинара. Шон Фаркуа начал микромагию с шутки «Book test» (с двумя книгами), которую еще травил Дэвид Стоун, но финал шутки отличался.

Был показан и легендарный номер, с которым Шон победил в программе «Кто обманет Пенна и Теллера», когда выбранная и подписанная карта оказывается в новой запечатанной колоде карт. Шон предупредил сразу, что НЕ обучает этому трюку. На платном семинаре Владимир Полищук даже стащил его сотовый телефон, пытаясь шантажировать, но Шон был непреклонен. Зато на продажу был выставлен трюк с понятным каждому фокуснику названием «I hate kids», с тремя кошелечками, в одном из которых ребенок должен угадать монету. На бесплатном семинаре Шон объяснил технику подмены колоды карт, которой часто пользуется. На платном семинаре были разобраны карточные фокусы, а также состоялся дружеский разговор по душам.

Французский фокусник Борис Уайлд (Boris Wild) показал множество фокусов со своей авторской колодой. Его семинар во многом перекликался с видео-семинаром, но имел и новые вкрапления, ставившие публику, изучившую видео, в недоумение. Думаю, это одна из причин, почему он запрещает снимать видео.

Boris Wild

Надо сказать, что некоторые шутки Бориса в стиле «А что еще нужно, когда есть девушка – это пара хороших парней» почему-то не заходили. Фавориткой сцены стала красавица Светлана (жена Евгения Каверзина), которая явно понравилась Борису, он не отпускал ее со сцены и очень воодушевлялся. Светлана даже «незаметно» переместила обручальное кольцо на другой палец. Впрочем, эту шутку тоже поняли только самые ревнивые парни.

Жена Евгения Каверзина

Борис Уайлд показал свой карточный номер, с которым выиграл ФИСМ, а также его вторую часть (сиквел), предваряя начало фразой «Вы узнаете, что всякое бывает, и что произошло через 10 лет». Карточный номер был очень сентиментальным, в какой-то момент зрители от духоты начали терять часть повествования, на картах появлялись бабочки, исчезали, очень сложно было следить. В некоторых моментах Борис явно ожидал аплодисментов, но их не следовало. Все понимали, что должен быть какой-то мощный финал. Финал был красивый, трагический. На темном фоне из карт составилась черно-белая фотография возлюбленной девушки, и вот тут до конца так и не ясно: то ли девушка умерла, то ли они расстались. Во всяком случае, Борис завершил номер, еле сдерживая слезы и зал тоже почти рыдал. Аплодировали стоя и очень долго.

Платный семинар Бориса Уайлда я не посещал. В этот момент в фойе шло соревнование в декоративном манипулировании картами от магазина Cardician. Юрий Савицкий отметил, что были очень интересные ребята, показывающие мощные штуки. Из отечественных лекторов выступал Олег Медков, показавший «хорошо забытое старое» при работе с платками. Часть материала повторялась, но было много тех, кто видел все впервые. Многие делились: «мы никогда не думали, что так можно обходиться с пальцами».

Еще одно событие конгресса следует отметить особо. Это лекция Вадима Савенкова о том, как создается сценический номер. По мнению человека, пожелавшего остаться неизвестным (Максим Мусалов), только одна эта лекция стоила, чтобы приезжать конгресс. Вадим не просто рассказывал о концептуальных подходах к созданию номера с точки зрения режиссера, но и показывал миниатюры. Эти показы были гениальны. Многие конспектировали лекцию, но были и те, кто дремал. Дело в том, что вечер третьего дня конгресса измотал всех физически. Например, я спросил Екатерину Медведеву, была ли она на выступлении Шона Фаркуа, и получил ответ: «Не только была, но и переводила». После чего я ушел умываться холодной водой.

В перерывах в фойе все непрерывно фотографировались с иностранными гостями. Поэтому в скором времени странички фокусников заполнятся редкими оригинальными снимками. Шон уже привык к этим фотосессиям, поэтому за одну секунду делает мультяшное выражение лица со своей фирменной улыбкой. Борис Уайлд менее стрессовоустойчив, и на некоторых фото уже выглядит измученным. Однако если кто-то из фокусников не смог сделать фото – не беда. Вот типовой шаблон. Вставьте свою фотографию и наслаждайтесь. У других фокусников точно такие же фотки, можете проверить.



Перед объявлением результатов конкурса была пресс-конференция с членами жюри. Интересный вопрос задал Юрий Мазуркевич относительно открытой публикации баллов всех участников конкурса. Шон Фаркуа отметил, что вывешивание просто баллов без объяснения теряет смысл, поскольку для одного судьи 60 баллов это высшая оценка, для другого 60 ничего не значит. Поэтому важна именно аналитика, разбор номеров, а не количество баллов. Вторым советом Президента Всемирного братства магов был такой: «Критикуйте только в том случае, если кроме критики у вас есть советы, как можно улучшить. Просто одна критика бесполезна».

В заключение хочется поблагодарить всех тех, кто организовал Конгресс, особенно Екатерину Медведеву, ее брата Олега, Наталью Перфильеву, выполнявшую секретарские работы, В.П. Руднева, всех членов Президиума РАИ, кто занимался Конгрессом, Игоря Онищенко за мгновенную публикацию фото-отчета, жюри, которое в этот раз было как никогда компетентным и сплоченным (правилами ФИСМ): Вадима Савенкова, Дамира Гудвина, Игоря Лаврова, волонтеров, перечисленных в начале статьи, а также всех конкурсантов. Также спасибо партнерам и спонсорам: магазину Magicprof.ru и Сardician.ru.

Как оптимистично сказал на пресс-конференции Дамир Гудвин, все пока еще плохо, но видно, что рост есть, есть перспективы, есть потенциал и дело не безнадежно.

  • 1

Отличная статья!

Денис, каждую вашу статью читаю с огромным удовольствием! У вас свой и очень интересный литературный стиль!

После выступления не то что часть публики горячо пожимала мне руку. За этот номер меня благодарили многие члены президиума российской ассоциации иллюзионистов и другие авторитетные люди. А те, кто возмущалась это из пятой колонны. ) Они против России. )

Re: Отличная статья!

На всякий случай добавлю ссылку с вашего согласия: https://youtu.be/ySvOzTZ8fMk не кого не хотел обидеть, была задача поднять патриотический дух!

Денис Владимирович, благодарю за прекрасную статью и Вы здорово меня заинтриговали этой фразой: "устроил Пушкиниаду в стихах, передал привет Александру Винокурову". Передал привет прямо со сцены, или Пушкиниадой?

Edited at 2015-03-26 10:25 pm (UTC)

Re: Пушкиниада в стихах

Антон зарифмовал в тексте твое имя и фамилию. Смысл четверостишия заключался в том, что показ фокусов будет не полностью в стихах, а делать полностью в стихах под силу только Александру Винокурову.

Браво, Денис! Прекрасная статья! Детальная, конкретная и очень сбалансированная. Есть описания, есть точные авторские оценки, есть ненавязчивый добрый юмор. Спасибо! Я словно в Москве побывал!

Edited at 2015-03-26 10:19 pm (UTC)

Хорошее слово

Спасибо всем за высокие оценки моего опуса. Приятно писать для своих!

Хорошая работа!

Денис, спасибо! Хорошая работа!

Edited at 2015-03-27 11:04 am (UTC)

Денис, большое спасибо! На сайте РАИ поставил ссылку на твой обзор.

Денис!
Большое спасибо за статью. Как всегда, оперативно, интересно и честно. Честно - это касается разбора моего номера. За это - отдельная благодарность. Мне было полезно узнать мнение человека, который хорошо разбирается в ментализме.

Спасибо и вам за отчет на Русциркусе, который существенно дополнил мой рассказ. Сделал ссылку на него в группе РАИ Вконтакте.

Я нашёл интересное видео с какого-то японского талант-шоу. Японцы любят фокусы!

Девушка китайская, но вы не ошиблись! Вы не представляете, как любят фокусы и японцы, и корейцы. За последние 10 лет корейцы сделали прорыв в фокусах, по сути создав собственную школу, собственное направление азиатской магии (кристально чистая манипуляция). Европейцы на конкурсах уже не тягаются с ними по технике, но стараются обойти в подаче и идеях.

Корейцы? Ну надо же... Наверное, южные корейцы. И как они своими маленькими ладошками делают "кристально чистые манипуляции"? Это надо быть сверх-фанатами!

Я как раз сегодня общался с двумя очень талантливыми корейцами. Так вот они сами удивлены работоспособностью азиатов, особенно китайцев. Их очень много, поэтому во всех сферах конкуренция, и чтобы чего-то добитьс, нужно намного больше работать (по сравнению с европейцами). В конце разговора услышал он них интересный тезис: "Прогресс развития азиатов во всех сферах идет так стремительно, что еще десяток лет, и европейцы и американцы будут работать на них, а не наоборот, как сейчас".

Гы-гы! Так это и есть "китайская мечта"? - чтоб на них работали белые люди?
Нет, так не получится. У европейцев и азиатов, на мой взгляд, разные "жизненные подходы" к работе: европейцы работают чтобы жить, а азиаты живут чтобы работать...

  • 1
?

Log in