фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
XVI Конгресс Иллюзионистов, Москва, 2016
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
В этом году отчет о прошедшем Конгрессе иллюзионистов будет неполным, поскольку тушка автора присутствовала только в первый день мероприятия. Постарел дядька. Стал подолгу смотреть в окно. Хотя желчи не убавилось.

Активизация различных магических «движух» в виде семинаров, конференций, онлайн-конференций за последние 3-5 лет все-таки принесла свои плоды. Смотреть конкурсантов стало уже интересно, причем если говорить в целом, не менее интересно, чем зарубежных звезд. А звезды были без преувеличений – Чемпион мира по карточной магии FISM 2015 Хоррет Ву (Тайвань) и Том Стоун (Швеция), «один из самых копируемых фокусников на Западе», лектор, автор книг и обучающих семинаров.

Зарубежные фокусники на конгрессе РАИ


Жюри компетентное, все те, кто в теме, без номинальных почетных фигур из «людей искусства», как это часто бывает на конкурсах: Вадим Савенков, Дмитрий Чириков, Влад Кривоногов, Екатерина Медведева, Burt Blague (США), ну и всё те же Хоррет Ву и Том Стоун. Кто скажет, что жюри не компетентное? Кто против нас с Чириковым? Тем не менее, без споров в оценках все равно не обошлось.

XVI Конгресс открыл краткой вступительной речью Почетный Президент Российской ассоциации иллюзионистов Владимир Петрович Руднев, после чего начался конкурс детской сценической магии.

Президент РАИ

Первым выступал Макаренко Андрей (Старая Руза, Россия). Сразу стало понятно, что звукач в ЦДРИ тот же. Андрей показывал ментализм. Детский ментализм выглядел мрачновато и … В общем, как у взрослых. Поэтому хочется поблагодарить организаторов за то, что в этом году не было выделено отдельной номинации в этом жанре. Да и вообще давно пора понять, что мода на ментализм ушла. Это пять лет назад ментализм был в тренде. А сейчас в ходу скорее такие шутки:

ментализм

В детской магии всегда хочется видеть счастливое безмятежное лицо юного фокусника, но Андрей выглядел по-взрослому. Он показал «невидимые касания», математические трюки, и в какой-то момент даже блеснул провод под пиджаком, все стали думать «ну напичкан парень электроникой по полной, сейчас выдаст». Однако это был провод от микрофона. Вопрос «выступать ли детям в жанре ментальной магии?» дискуссионный. Мое мнение – НЕТ, причем детям до 25 лет.

Конкурсант

Ментализм это взрослый жанр, поскольку главную роль здесь играет образ исполнителя. И никто не поверит 10 летнему подростку, когда он морщит лоб, что в этом есть хоть что-то мистическое, психологическое или феноменальное. Да и взрослому-то хрен кто поверит, а ребенку тем более. При всем при этом Андрей Макаренко завоевал Третье место в номинации «Детская магия», а это значит, что строгое жюри все-таки оценило его способности.

(И обмакнув перо в желчь, продолжил…)

Второго артиста объявили как «Гость из солнечного Кавказа» и на сцену выбежал молодой человек, который играл на бубне, показывал множество реквизита, а постоянное мелькание за кулисами Генерала цветов Ромашки наводило на мысль, что именно он был постановщиком номера.

Дарья Лагутина

В конце выступления гость Кавказа снял головной убор и все увидели милую девочку – Дарью Лагутину (Москва). Она была столь обаятельна, что вообще не понятно, зачем ее было прятать в костюм гостя столицы.

А вот следующий номер чуть было не разорвал мозг в прямом и переносном смысле. Объявили Никиту Яцика (Иваново). У всех сразу возник образ Олега Медкова, и ожидания, что номер будет как минимум на определённом уровне (зевать не придётся). Выходит Никита, бойко снимает белый наконечник с трости и бросает его в зал. Наконечник летит прямо мне в лоб. Сидящие рядом Илья Ларионов и Виктор Капралов пригибаются в стороны. И вдруг, как в замедленной съемке, этот наконечник останавливается в воздухе, превращается в платок и улетает за кулисы. Вот это эффект! Зал заверещал от восторга! Поскольку мы сидели по центру траектории полета, то эффект выглядел буквально как в фильме Матрица. Это начало сделало весь вечер и стало, пожалуй, одним из трех самых запоминающихся событий конкурса (о других двух будет ниже).

Никита Яцик

Далее Никита показал хорошее владение платками. Кстати, мальчик стал улыбаться (чего не было раньше), причем едва заметной саркастической улыбкой, как улыбается известный персонаж Валентин (Усач) в сериале «Физрук» (смотрите третий сезон с 4 апреля на канале ТНТ).

Фокусник из Иваново

То, что это будет Первым местом не вызывало никакого сомнения. Первое место с отрывом, я бы сказал. В заключение выступал Павел Жерихин (Великий Устюг), номер которого был полностью построен на трюке с кубиками, меняющими свои значения.

Детская магия

Далее пошли сценические номера взрослых, но порой очень молодых, как Владимир Григорьев (г. Богучар). Это постоянный участник конкурсов, причем видно, как Владимир растёт (и в физиологическом плане, и в плане манипуляций). Мне очень понравилось, что Владимир показывал всё легко, грациозно. Легкость в этих техниках дорогого стоит.

Фокусник-манипулятор

Следующим выступал хорошо известный на московской сцене Дмитрий Вольный, показавший номер в стиле менее известного на московской сцене Darcy. Голуби, карты и спец.эффекты украшали номер Дмитрия.

Фокусник Вольный

После чего выступил дипломат.

Дипломат

Из него то появлялся, то исчезал смайлик. Дипломату ассистировал Сергей Фельдман (Витебск, Беларусь). Когда Сергей уходил за кулисы, я ждал, что произойдет трансформация, Сергей быстро сменит одежду, но все строилось вокруг дипломата и появившегося позже танцующего платка.

Лопата с моторчиком

К сожалению, правильно настроить свет на сцене не удалось. Надо сказать, что на шоу «Момент» Сергей Фельдман также продемонстрировал электронный трюк с моторчиком, двигающим на чалме перо и уши. Я услышал, кто-то в зале прошептал: «Мужик где-то хорошую электронику нарыл». Нарыл-не нарыл, жюри оценило новаторские наработки Сергея и объявило его победителем в шоу «Момент».

Далее под тихие звуки хэви-метал громко выступил Алексей Константинов (Севастополь) со своей верной помощницей. Этот дуэт сложно забыть, увидев однажды. У них неповторимая, порой сумасшедшая манера показа фокусов.

Алексей Константинов и его помощница

У них даже другая мимика лиц. Есть как бы установленная ГОСТом фокусная мимика, например, когда происходит манипуляция шариками или что-то исчезает. Фокусники все время повторяют эту мимику, как бы копируя друг у друга (вспомните мимику, например, А. Адамчука). Фокусники почти всегда делают типовые движения, пассы, что-то посыпают, копируют почему-то эти ужимки друг у друга, что стало уже предметом многочисленных пародий.

У Константиновых совсем другие выражения лиц, как бы не по ГОСТу. Более того, в начале номера они «появили» небольшой куст травы, что тоже не совсем канонично. Много чего было странного у «полосатой магии», но их очень тепло принимал зал, да и я аплодировал так, что вылетела авторучка из рук.

Из привычного бумажного альбома Алексей достал ни карту, ни голубя, ни шар от боулинга, а… живую курицу. Вскоре, на сцене появился настоящий гусь в смокинге и с бабочкой. Когда перед конкурсом в группе РАИ Алексей спрашивал, можно ли сделать на сцене подвес, все заинтригованно думали, зачем это? Повесит предсказание? Будет лить воду? Но Алексей подвесил живого гуся и пустил его летать в зал по кругу.

Гусь

В этот момент я подумал, что, наверное, хорошо быть немного «двинутым». Нормальному человеку такие идеи просто не придут в голову. Ну кто еще догадается нарядить гуся в смокинг с бабочкой и пустить его болтаться на подвесе над головами зрителей. Это вам не спонжик пальцем тереть.

К сожалению, номер Константинова не был отмечен призовым местом, и как я потом слышал, за грубое обращение с животными (не могу сказать точно, не был на обсуждении судейства). Тем не менее, выступление А. Константинова стало вторым ярким эпизодом всей конкурсной программы. Огорчил лишь снова звукач, который очень тихо включил рок-музыку (как и Дмитрию Вольному). Так примерно пенсионеры слушают трёхпрограммные приемники. Несколько раз звукач ставил в неловкое положение исполнителей и на конкурсе микромагии, когда артисты просили поставить нужный трек, споря, что «это не тот трек». И вдруг меня осенило. А что, если каждый раз в ЦДРИ приходит новый хороший звукач, и руки у него откуда надо, и уши правильные. Просто, как в анекдоте про Жигули, место заколдованное.

После того шабаша, который учинил Константинов, другие номера смотрелись строгой классикой. Иван Орлов (Омск) показывал шарики и любопытные смены предметов. Его выступление очень понравилось публике и было отмечено жюри (Второе место, Первое не присуждалось). Третье место занял Илья Ильин (Екатеринбург), плодивший зонты сразу по 2-3 шт., а в конце устроивший мощный финал с броском зонтов. Про успех этого номера мне неоднократно рассказывали фокусники, видевшие его на конгрессе МФИ 2016 (СПб).

Фокусы с зонтиками

Майкл Назаров удивил всех неожиданной левитацией спонжика и появлением большого шара в конце. Антон Козлов вновь показывал ментализм и услышал в перерыве все, что я по этому поводу думаю. Выступали также Кирилл Швец (Гродно, Беларусь) и Михаил Синютин с политическим номером, в котором участвовали фотографии В.В. Путина, Г.А.Зюганова и В.В. Жириновского.

Политические фокусы

Но третьим самым запоминающимся моментом конкурса было выступление Владимира Шмидта (Ахен, Германия). Это была шикарная пародия на фокусников, реквизит, зрителей, в общем, просто «ахен». Когда Владимир предложил зрительнице проверить веревку, в которой нет никаких секретов, мы увидели следующее:

No gimmicks

Номер строился вокруг пародии на фокусы с веревками, причем было очень много остроумных шуток, а исполнительская манера Владимира напоминала уже не клоунаду, а качественный стендап. В конце номера Владимир попросил девушку, чтобы она потом ему позвонила, и дал ей колокольчик, тренькнув им. «Вы же мне позвоните?» – «Да», ответила девушка, взяла колокольчик и ушла. Но колокольчик уже не звонил, как бы его не трясли. «Так всегда…» читалась аллегория.

Комическая магия

На конкурсе по микромагии Владимир тоже вышел с комическим номером, доверив Д.Чирикову проверить и перетасовать колоду карт, после чего, чтобы до нее не дотрагиваться, он попросил положить ее в сачок. Это порвало зал. Неожиданные выходки Владимира, его чувство меры и трогательная раздача шоколадок пока еще живым ветеранам сцены – все это растопило лёд в сердцах зрителей, и народ (думаю единогласно) наградил его Призом зрительских симпатий.

Фокусник из Германии

Позже в малом зале, который был полностью заполнен, начался конкурс по детской микромагии. Первым выступал Просколович Олег (Витебск, Беларусь).

Фокусник из Беларуси

Олег выделывал такие выкрутасы с картами, что я раз десять слышал ходящую по залу шутку: «А это точно детская магия?». Поэтому вполне закономерно, что он занял Первое место. Далее выступал Назар Каюмов (Ростов на Дону), которого тоже как-то сложно было психологически отнести к «Детской магии». Назар уже давно тусуется со взрослыми дяденьками (а возможно и тётеньками), и детскость в нем выдавало только то, что показ шел с картами на тему «Звездные войны». Было множество красивых сменок, за что он и получил Второе место.

Очень символично началась недетская магия. Как только объявили третьего участника, раздались бурные и нескончаемые аплодисменты. На сцену вышел любимец публики Евгений Карелин. Хлопали ему так долго, что он не мог начать выступление, подождал и тут же отреагировал шуткой: «Как будто вся моя семья здесь».

Евгений Карелин

Евгений собирал кубик Рубика самыми необычными способами: в броске, в пакете, за спиной, по названному числу движений или с выбором одной стороны. Фокусники любят Карелина за перфекционизм. За совершенство. Его похвалил даже Владислав Колмыков, Карл! Владислав Колмыков! А у меня возникло какое-то мещанское желание подсесть к Хоррету Ву, Тому Стоуну и сказать «ну чё, вот такие у нас парни, епт». Но, похоже, Том Стоун и Хоррет Ву уже видели подобное, поэтому Евгений Карелин завоевал Третье место.

Далее выступал человек, похожий на раннего Шопенгауэра Дениса Чертовского.

Иван Гусев

Иван Гусев (Сочи) в стиле StendUp Comedy исполнил номер «русская рулетка» с шипом. Пожалуй, это был единственный артист, у которого заканчивалось время и его хотелось продлить. Очень качественный юмор, импровизации, уверенность – видно, что человек работает не только дома перед зеркалом.
К этому времени в зале закончился кислород. Люди стали потеть, жадно ловить воздух ртами, мучаться. Поэтому сознание было спутанным. С игривым ментализмом выступил Валентин Соколов (Санкт-Петербург), но шутки уже заходили не так задорно. Красиво летала визитка у Александра Напорко (Минск, Беларусь). Однако второе дыхание открылось, когда выступал Александр Шишук (Барановичи, Беларусь). Просто какой-то белорусский прорыв в этом году!

Белорусский фокусник

Номер был сюжетным. За столом просыпается любитель фокусов, заваривает чай, попутно творя чудеса. Некоторые смены предметов были сделаны очень неожиданно. Даже не буду пересказывать, чтоб не обламывать кайф потом от просмотра видео. Сразу появилось чувство, что это будет призовой номер, а когда он еще и закончился раньше отведенного времени, то только из-за одного этого, думаю, Александру накинули десяток баллов. Да и вообще все по делу: вышел, исполнил, вовремя закончил и победил (Первое место).

По приколу выступили Александр Муратаев и Максим Киселев (Санкт-Петербург), показав по их словам фокус, придуманный в поезде. Хотя данная миниатюра с отгадыванием карты больше подходила под формат шоу «Момент».



Далее стало так душно и тяжело, что я хорошо запомнил только Сергея Солоницына, Свята Костюка и Владимира Григорьева (Богучар) с кубиками dice и стаканом. Последнему хотелось расцеловать руки за то, что не карты. От карт стало уже тошнить. Выступление остальных смешалось в удушливую серую мозаику, и я уже не понимал вообще, что происходит. И был изумлен тем, как жюри терпеливо смотрит, сохраняет здравый смысл, анализирует, оценивает. Например, выступает Свят Костюк, показывает чем отличается шулер от фокусника. Смотришь – мелькают карты. Но что происходит уже непонятно. Понятно, что прикольный музон, прикольное начало с японской речью. Видно, что меняются карты, и Свят, как бы для тупых, акцентирует ключевые моменты. Но всё равно не понимаешь, что происходит, мозг перегружен, а мысли роятся из серии «интересно, Хоррет Ву понял, что там сказали по-япноски? А знает ли это Костюк?». И в принципе, это не только лично моя реакция. Карт к этому моменту стало критически много. При показе даже крутых карточных трюков люди смотрели неморгающими стеклянными глазами утомлённых ящериц.

Тем не менее выступление Свята Костюка не затерялось, жюри оказалось способным оценить его и наградить Вторым местом.

Свят Костюк

Обилие карт имело столь фатальное значение, что когда стали выступать звезды Хоррет Ву и Том Стоун с картами, захотелось ущипнуть себя. Казалось, что конкурс по микромагии продолжается. Хоррет Ву начал с показа своего коронного чемпионского номера, на котором нужно было и остановиться.

Фокусник из Тайваня

Но он продолжил карточные фокусы, которые все смотрели уже молча. Разнообразнее было выступление Тома Стоуна. Да и сам он смотрелся как более опытный фокусник, более уверенный что ли, харизматичный. Том показал свой легендарный номер с отвлечением внимания, с которым он выиграл конкурс Рона Макмиллана.

Шведский фокусник

В какой-то момент Том тоже начал карточные фокусы, и тут захотелось сказать: «Том, старичок, ну ты же сидел в жюри, ты видел карты пять часов. Ну зачем опять карты!? Том...». И Том как бы услышал мольбы, поэтому завершил свое выступление, можно сказать, визитной карточкой, номером, где появляется несколько килограмм поролоновых шариков. Те, кто увидел это впервые, кричали от восторга нецензурно.

Tom Stone

Вот таким насыщенным был первый день конгресса. К сожалению, во второй день я уже не смог приехать, но много слышал о лекции Тома Стоуна, которую характеризовали словами «Одна эта лекция стоила того, чтобы приехать на конгресс». Лекция была посвящена управлению вниманием. И действительно Том Стоун настолько филигранно владеет этим, что может выставить на стол хоть свой ботинок да так, что не заметишь, когда это произошло.

Спасибо орг.комитету и членам президиума РАИ, всем тем, кто помогал сделать XVI конгресс, который состоялся, и несмотря на экономический кризис даже с участием зарубежных звезд иллюзии. Спасибо участникам конкурса за интересные выступления. Ну и раскрою секрет – для меня VIP-аккредитация была бесплатной и надеюсь не в последний раз. Спасибо!

В статье использовались фото, любезно предоставленные Сергеем Феофановым.

  • 1

Спасибо за, как всегда, отличный очерк! Одна из опечаток - фамилия Александра из Минска - Напорко


Исправление

Спасибо большое, исправил! Если найдете другие опечатки или ошибки, сообщите пожалуйста.

Спасибо, Денис! Думаю ты не против публикации твоего обзора на официальном сайте РАИ.

Спасибо, Игорь! Для официального сайта отчет можно даже сократить, если потребуется, я не против.

Шикарный отчет. Как, впрочем, и всегда! Молодец, Денис! И спасибо огромное!

Александр Фет

Благодарю за предоставленную информацию. Было очень интересно. Я не смог по семейным причинам побывать в этом году. Поэтому с большим интересом прочитал статью. Одним словом:" МОЛОДЕЦ!!!"

Спасибо! Про карты ну очень точно описано! )

Белорусский прорыв

Уже во второй раз (первый раз в этом году на МФИ в Питере) при объявлении молодого, но очень талантливого фокусника из Республики Беларусь Александра Шишука, был неправильно произнесен его родной город БарАновичи (ударение на второе "а").
Ребята, нужно учить географию Республики Беларусь! Так как этот город (как, впрочем, и другие города Беларуси), уверен, ещё не раз будет звучать во время подведения итогов международных конкурсов!
Спасибо!

Денис, спасибо! Вы прекрасно пишете!

Самые сочные жизненные истории из реальной жизни артистов. Надо еще видео приклеить к вашим статьям!

Конкурс РАИ 2016

Дорогой Денис ! Спасибо за статью. Отлично написано !

  • 1
?

Log in