фокусник, мистификатор, иллюзионист

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
No clowns!
фокусник, мистификатор, иллюзионист
vlasovdenis
Все чаще и чаще мне приходится слышать одни и те же слова от родителей, которые приглашают выступить на детском празднике. Суть их сводится к тому, что дети ненавидят клоунов.

Нет клоунам

Иногда эта информация доносится завуалировано, типа: «А какие у вас есть костюмы?». Я не очень люблю этот вопрос, особенно когда фокусника выбирают по костюму, а не по фокусам, но тут же понимаю в чем дело: – «Только, пожалуйста, не надо клоунских костюмов!».


Иногда родители, немного смущаясь, как бы оправдываются: «Нашему ребенку N лет, он считает себя вполне взрослым, поэтому не хочет, чтобы на празднике были разные там клоуны, аниматоры, тетки в костюмах фей, ну вы понимаете... Поэтому просим вас быть в строгом костюме и показывать как бы взрослую программу. То есть без сюсюканий, кривляний и прочего».

А иногда говорят прямым текстом: «Мы вам позвонили, потому что вы не похожи на клоуна. У ребенка день рождения, но он ненавидит клоунов, а многие ваши коллеги, работающие для детей, эксплуатируют именно этот образ».

Бывает, когда встречаешь отголоски этой нелюбви и у взрослых. Однажды, Алексей Пивоваров передал мне концерт со словами «Только заказчик убедительно просит, что б не было клоунады». Предварительное общение показало серьезную клоунофобию, которая вылилась в очень осторожное отношение к юмору вообще («только давайте, что б все фокусы были без шуток»). Вылечить это можно было только одним способом – согласиться на все условия, выступить и показать, что юмор бывает разный. В том числе смешной. И пусть это была не клоунада, но заказчик потом признался, что никогда не мог представить, что фокусы могут быть такими веселыми.

Стало интересно, в чем дело? Почему казалось бы самый любимый детьми жанр вызывает подчас такое отвращение, которое остается до взрослого возраста? После бесед на эту тему со зрителями удалось понять, что клоун часто ассоциируется с чем-то дешевым, бездарным, низкопробным, вовсе не смешным, безобразным, раздражающим и вторгающимся в личное пространство. Все это вызывает отвращение и страх.

Страшный клоун

Сначала я списал эту проблему на полчище расплодившихся бездарных аниматоров, в которых попросту растворились талантливые клоуны. Ну, действительно, напялил на себя парик, вымазался гримом, стал юродствовать, кривляться – и все, ты клоун. Работа не сложная, проще, чем стоять и продавать сотовые телефоны или пахать на рынке. Корчишь рожи, а тебе еще за это и деньги платят.

Но проблема глубже. Дети не одиноки – я и сам не люблю клоунов (ну, за исключением Владимира Шмидта, Андрея Чеканюка и Виктора Монжосова, кхе-кхе : ). Хотя этих ребят язык не поворачивается назвать клоунами, они артисты-комики, хорошие юмористы. Проведя самоанализ, я понял, что нелюбовь к клоунам возникла из советского детства, когда слово «аниматор» отсутствовало, а точнее имело совсем иное значение. Так вот еще в те времена я был разочарован клоунами. То попадались какие-то спившиеся раскрашенные мужики, то помятые бабы-клоунессы, которые были вовсе не смешными, а вызывали жалость и отвращение.

Клоуны атакуют

Запомните, дети очень внимательны и чутки к халтуре! Детей часто недооценивают, типа сойдет и так, это ж дети. У меня до сих пор остались грустные воспоминания о поганых кукольных спектаклях, в которых я примечал фальшиво дергающиеся на проволоке рты у полуразвалившихся кукол. Помню с трудом досмотрел один такой спектакль в детском саду, пришел домой, а отец радостно говорит: «У нас на работе тоже будет кукольный спектакль. Я достал билеты». И через неделю я попадаю на тот же самый жуткий спектакль, с теми же дебильными песнями и куклами, от которых до сих пор тошнит. Дети часто «едят» то, что дают, и не желая обидеть родителей, делают вид, что клоуны хорошие, спектакли интересные и т.п. Так что считайте, я впервые признался об этом в 40 лет.

Значит, проблема была и тогда. Всем кажется, что клоуном быть проще простого. Достаточно нарядиться в пестрый нелепый костюм, прицепить носик, кривляться, строить рожи, говорить смешными голосами и все, формально, ты клоун. Но в этом совершенно нет юмора. Увидев одного такого клоуна-мудака вырабатывается на всю жизнь стойкий рефлек – ненавидеть подобное. Хочется обойти это явление стороной, чтобы не видеть все эти фальшивые гримасы и кривляния.

Я могу ответственно заявить, что показывать фокусы в серьезной манере сложнее, чем в клоунской. Сложно быть хорошим комическим магом, но очень просто стать бездарным клоуном-фокусником. Разница между двумя этими понятиями, как разница между Юрием Никулиным и кривляющимся чмом, увидев которое дети потом всю жизнь говорят: «Только не надо клоунов, пожалуйста, никаких».

Плохие клоуны

Второе, за что «взрослые дети» не любят клоунов – это сюсюканье и общение не по годам, как с трехлетним ребенком. Дети в возрасте 8-9 лет способны уже адекватно воспринимать взрослую манеру общения, но у клоунов, по всей видимости, происходит профессиональная деформация. Они начинают общаться со всеми, как с трехлетними детьми-дебилами: «Ой, что за мальчик тут? А что сегодня за праздник? Сейчас я скажу слово сосиска – и все засмеются». И если это прокатывает для трехлетних детей, то в восьмилетнем возрасте подобный тон оскорбляет и раздражает. В этой связи, например, некоторые рекомендации по работе с детьми, которые я взял у фокусника Питера Банта, пришлось позднее сильно сократить и изменить, иначе можно ощутить на себе томный взгляд школьников исподлобья: «Дядя, ты за кого нас держишь?».

Поскольку дурной пример заразителен, то фокусники часто перенимают друг у друга определенный набор штампов и клоунских ужимок. И, бывает, смотришь вроде бы нормальный фокус, но он сдобрен порцией отвратительных кривляний (потому, что другой фокусник так делал или, что еще хуже, без кривляний работать уже не получается, привык…). И становится грустно.

Еще грустнее становится от того, что однажды разочаровавшись в клоунах уже органически невозможно понять и принять этот жанр. И Полунин с Городецким проходят мимо тебя. Как проходит мимо русская классическая литература, если в школе не повезло с учителем. Поэтому перед тем как в очередной раз наносить грим и кривляться, подумайте: «А не тот ли самый бездарный дешевый клоун-убийца смотрит в зеркало?».

Клоуны атакуют

  • 1

Клоунофобия

(Anonymous)
Блин, а я-то думал, откуда у Сереги Попова такая клоунофобия:
http://magicpedia.ru/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/tabid/491/articleType/ArticleView/articleId/217/----.aspx
А оно оказывается у многих такое...

Он смешной чудак-затейник

Он и маг и чародей

Добрый клоун и волшебник

Друг для взрослых и детей.

В обще-то, настоящим клоуном быть очень сложно. Надо родиться таким, это от природы! На всю Россию, раз-два и обчёлся!

Сергей Фельдман

(Anonymous)
Денис, больная тема! Уверен, вы знаете, что когда-то у тюзовцев был такой девиз:"Для детей нужно работать,как для взрослых.Только ещё лучше!". Думаю,это была не поза. Это была производственная необходимость. Ребёнок вряд ли будет внимать плохому артисту из вежливости. Он попытается заняться чем-нибудь иным... Есть фильм "Путь на арену" с Леонидом Енгибаровым. Его бы надо смотреть любому,кто решил надеть рыжий парик...Мне посчастливилось видеть представление в старом цирке на Цветном. К столетию этого цирка.
Место моё оказалось не ахти. Форганга не видно из-за колонны....Манеж пуст, звучит песня:"Старый цирк справляет день рожденья,старый друг справляет юбилей...". В исполнении Юрия Никулина. Зрители хлопают в такт. И вдруг звук аплодисментов превращается в треск очень высоковольтного разряда. Я понимаю-вышли. Выглядываю из-за колонны-стоят. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Это была всенародная любовь к Клоуну!... В наше время слово "клоун", увы, стало сильно нарицательным...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account