фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Russian Magic Convention 2016 – обзор конгресса фокусников
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
19-20 октября в Москве состоялся ежегодный конгресс фокусников – RMC 2016. Организаторы предоставили мне бесплатную аккредитацию как журналисту, и это очень приятно. Я гордо написал на бейджике «Пресса». Позже кто-то пошутил и подписал сверху «желтая». В любом случае, должен напомнить: точка зрения автора может не совпадать с его мнением и т.п.

RMC 2017

Организаторы, Анатолий Катанский и Юрий Сергиенко, предоставили фокусникам все условия для проведения конгресса. Отличный зал, красивая сцена и самое главное (внимание!) все было по расписанию, без задержек и изменений. То есть организационно конгресс был идеальным. Но подвели лекторы…


Приехав к началу мероприятия, я увидел в дверях Павла Белова, который проверял билеты. Теперь буду называть его не иначе как «Паша фейс-контроль».

Павел Белов

Без всякого официоза начался конкурс сценической магии. Состав жюри: В.П. Руднев, В.И. Руденко, Юрий Савицкий, Римас Навицкас, Александр Александер, Вадим Савенков, Влад Кривоногов, Анатолий Кириченко. Первым был детский конкурс, выступал Глеб Царев (Минск). По сути это было лазерное шоу. Поскольку мощные лучи лазера стремительно летали по залу, я жмурился, боясь потерять зрение. То, что разглядел – красивое лазерное шоу, но мало фокусов.

Лазеры

На этом конкурс детской магии закончился. Антон Силкин (Москва) открыл конкурс сценической магии. К слову, в этом году не было отдельной номинации «Ментализм», видимо мода на этот жанр постепенно уходит (тут перекрестился Олег Медков), поэтому редкие номера ментальной магии были включены в сценический конкурс. Антон Силкин показывал манипуляцию шариками и прочими предметами. Почему-то я невольно стал вспоминать Никиту Яцика, сравнивая чистоту его зарядок с зарядками Антона. Каждый фокусник должен хорошо делать зарядку.

Следующим на сцену вышел Владимир Шуванов (Москва) в образе фрик-шарманщика. Сложно сказать, в каком жанре он выступал: клоунада, мыльные пузыри или фокусы, но я понял одно. Владимир должен вести программу «Модный приговор», а на конкурсе аниматоров он занял бы первое место.

Фокусы с шарманкой

Отмечу также, что Владимир удачно подобрал звуковое сопровождение, сделав очень хороший микс. Ход с шарманкой тоже был хорош, и ее размеры позволили бы вытащить в финале слона. Но вместо слона, Владимир раздал всем конфеты чупа-чупс. Возможно, в этом был какой-то скрытый аниматорский посыл.

Великолепный номер с тростями показала Яна Школяренко (Украина). Это была гремучая смесь из смены костюмов, манипуляции и танцев. Не знаю почему, но мне вдруг захотелось в этот момент раскурить сигару и выпить виски.

Фокусница

Номер был исполнен настолько динамично и четко, что сложилось то самое ощущение, что это будет призовым местом. К сожалению, Яну наградили лишь дипломом «Приз зрительских симпатий». Но нет ни одного конкурса, где все были бы довольны справедливостью оценок жюри.

Кстати, в этом отношении мне показалось, что недооценили и номер Ильи Яничева (Нижний Новгород). На мой взгляд, он заслуживал не третье, а второе место. Дело в том, что Илья показал идеальный ментализм, а это большая редкость. До этого идеальным ментализмом для меня было выступление Виктора Монжосова в 2013 году с трюком по совпадению одежды с рисунком зрителя. Ни в том, ни в другом случае не было скучно (а за одно только это менталистам дают третье место). Плюс сама идея номера Ильи Яничева, его речь, шутки и техническое воплощение были совершенны. Идея строилась вокруг выбора зрителями номинала новой купюры, ее цвета и города (то, что недавно делала вся страна).

Фокусник из Нижнего Новгорода

Шутка с апельсином и молотком была великолепна. Я увидел троих, кто записал в блокнот «Шутка с молотком и апельсином. Спилить». В этом отношении был интересный диалог Николая Фомушина с одним из участников конгресса. Он спросил его в кулуарах: «Скажи честно, а вот какую цель ты преследуешь, выступая на конгрессе?» – «Ну, хочу попробовать обкатать свой новый номер, попробовать новые шутки». Коля едко заключил: «Если номер и шутки будут хорошими, обкатывать их будет уже вся Москва». Оппонент возразил: «Но у меня же шутки под меня заточены». – «Это еще никого это не останавливало. Даже если бы ты был одноруким и шутил про руку».

С крупным иллюзионом и ассистентом выступал Алексей Флегонтов (Хабаровск). Он запрятал девушку в ящик, который стал прокалывать шпагами. Комичность ситуации создавал плотный подкачанный ассистент, который помогал Алексею. На задних рядах стали уже тихо скандировать «Мужика в коробку!». Действительно, номер бы заиграл новыми красками.

Иллюзион

Очень хорошо выступил Максим Перминов (Екатеринбург). Бойкая уверенная манипуляция, появление карт из пустых рук и даже элементы левитации. Вполне заслуженно Максим был награжден кубком «Третье место». Хотя я не удивился бы и второму.

Фокусник из Екатеринбурга

В неприятную ситуацию попал менталист Сергей Полевов. Если я не ошибаюсь, на питерском конгрессе МФИ он занял первое место. Поэтому было странно, что он допустил две типовые ошибки. Дело в том, что любой зритель на сцене волнуется, отчего дико тормозит и ведет себя неадекватно. Поэтому давая инструкции зрителю, нужно общаться с ним предельно внятно, медленно, как с тупым. И это я еще говорю про умного зрителя. Поэтому многие вещи, которые кажутся понятными менталисту, зритель не успевает даже расслышать, и уж тем более понять. Обвинять зрителя в том, что он что-то неправильно сделал нельзя. Значит, фокусник дал ему шанс это сделать. Между прочим, я сам, следуя инструкциям Сергея, отвлекся на секунду и потерялся. А если бы сидел на сцене под светом прожекторов, то наверняка поплыл бы еще быстрее. У программистов есть такое понятие «защита от дурака», когда предусматриваются все возможные варианты развития событий, в том числе самые нелепые. Поэтому, если что-то идет не так, у менталиста всегда должен быть «план Б» и «защита от дурака».



К этому времени зрители в зале стали уставать. Раздражало однообразие и некая шаблонность. Выходит типовой такой фокусник, обязательно ставит справа от себя тумбу, которая никак не оправдана по смыслу. И начинает крутить шарики между пальцев, доставать из-за ладони карты и раскладывать трости. В реальной жизни кто-то стоит перед черной тумбой и крутит шарики? Нет. Сложно? Да, но скучно. Поймал себя на мысли, что я не могу крутить шарики, но может оно и к лучшему?

Почти Блок

Видимо, классика поднадоела не только мне. Свой протест выразила Наталья Симонова (Москва). Мне сложно описать, что она делала на сцене. Сергей «Паук» Троицкий назвал бы это, например, «треш, содомия и угар». Женщина в костюме фрика-аниматора показывала фокусы с животными, однако манера исполнения напоминала жесткий арт-хаус. В какой-то момент даже послышалось: «Братишка, я тебе покушать принес». И Наталья стала кормить появившуюся морскую свинку.

Треш, содомия и угар

Были также ежик и живые тараканы. Тот случай, когда хочется поделиться с читателем фотографиями. Надоели платки и трости? Наталья Симонова заставит вас полюбить классику.

Аниматоры

Но зрители не догадывались, что в конце их ждет сюрприз. Танец. Нижний брейк. Теперь ты видел всё.

Треш-аниматоры

Ну как бы так.

Анимация

После этого Генерал цветов Ромашка покажется вам Лансом Бартоном.

Фрик-шоу



Последующее выступление фокусника Ивана Орлова из Омска смотрелось как чопорная английская церемония. Хотя опять шарики, фонарь, аптека… Иван доработал номер с бабочками, но мне уже не хватало танцев. Излишне театральные акценты и стойки Ивана должны были внезапно прерваться срывом смокинга и плясками. Впрочем, меня уже понесло. Иван занял второе место на этом конкурсе, и в интервью его хвалил В.П. Руднев.

А вот Илья Ильин пританцовывал, поэтому и получил Первое место! Он показал свой коронный номер с зонтиками, который у него становится все лучше и лучше.

Фокусы с зонтами

Забавное представление устроил любимец публики Павел Бах (Санкт-Петербург). Он по-новому обыграл трюк разрезание и восстановление веревки, представив, что веревка – это рыба. Павел очень фактурный молодой человек.

Майкл Винсент

(Павел слева). Поэтому комическая магия у него получается как будто произвольно. Достаточно выйти на сцену и говорить. В конце номера Павел надел маску Сергея Шнурова и исполнил песню «Рыба моей мечты». Ну и напоследок немного клубнички. Следующую конкурсантку представили как Анну Делос. Многим послышалось «Дельворс» (Анна Дельворс – корифей ментальной магии). На сцену вышла женщина в маске и облаченная в свободные одежды.

Анна Делос

Все принялись гадать: Анна Дельворс это или нет? Было видно, что маска немного мешала исполнительнице, но как только маска была сорвана, номер засверкал. Нужно сказать, что сорвана была не только маска. Любители элитных стрип-клубов узнали в артистке Анну Андронову, которая раздеваясь, доставала зонты, трости и возможно еще какие-то вещи, но мужчины этого уже не видели.

Стриптиз

На галерке чувствовалась атмосфера хорошего ночного клуба, с аплодисментами и ликованием, а вот первые ряды смотрели стриптиз, как будто идет концерт Шостаковича для скрипки с оркестром.

Стриптиз

В общем это должен был быть приз мужских зрительских симпатий. Но Анну наградили дипломом «За оригинальное перевоплощение». У жюри не плохо с чувством юмора. Мне сразу вспомнилась советская джазовая пластинка 80-х гг, на которой композиция "Love for sale" переводилась как "Безответная любовь".

Фокусы и стриптиз

Стриптиз был хороший. Наталья Перфильева томно произнесла в микрофон «Безобразие».

Магия и стриптиз

Теперь от шуток переходим к серьезному. Несмотря на то, что сам я не являюсь хорошим лектором, буду критиковать и объяснять, почему и что было плохо в лекциях (кстати, я настолько критично отношусь к своим лекциям, что избегаю их, предпочитая писать). Понятно, что любой из лекторов мне может сказать: писать – не мешки ворочать, иди, прочти лекцию, покажи, как правильно. Все же… Все же я объясню что было плохо. И эта информация станет полезной для будущих спикеров.

Есть азы ораторского искусства, изложенные еще Дейлом Карнеги. Например, если вы не готовились к лекции, ни в коем случае нельзя говорить: «Я не готовился». Это неуважение к зрителю. Люди приезжают из разных городов, тратят свои силы, деньги и время. Поэтому неподготовленный лектор – это плохо. Создавайте хотя бы иллюзию подготовки.

Нельзя также говорить и о том, что лекция будет сложной и скучной. Это проблема лектора, а не зрителей. Ричард Фейнман читал интересные веселые лекции по квантовой физике. Но самым печальным стала тенденция, когда почти каждый лектор говорил: «Я не работаю этот трюк, но сейчас объясню вам его» или «Этот трюк я не показываю уже лет сорок, но сейчас научу» или «Этот трюк я буду показывать впервые». Складывается ощущение, что лекторы скормили слушателям какой-то залежалый товар, с которым сами не работают. Худшая реклама для фокусов, если их не показывают. И зачем тогда читать лекцию? Если вы не готовы делиться актуальной информацией, хотя бы не надо об этом заявлять открыто. А то получается люди приезжают на конгресс за новыми, актуальными знаниями, а им сливают только то, что не жалко. Да уж лучше тогда круглый стол с обсуждением насущных проблем.

Тусовка фокусников

Нельзя выступать без микрофона. Уже на 14 ряду ничего не было слышно. Обычно лекторы громко кричат вначале: «Меня слышно?», все отвечают «ДА!», и дальше лектор начинает тихо бубнить. Никогда не отказывайтесь от микрофона! Ни на выступлении, ни на лекции.

ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ХОДИТЬ МАТЬ ЕГО ПО ЗАЛУ! ТЕМ БОЛЕЕ, КОГДА ВЕДЕТСЯ ЗАПИСЬ. ЭТО НЕУВАЖЕНИЕ К ВЫСТУПАЮЩЕМУ АРТИСТУ И ВООБЩЕ К ЖАНРУ. Одна дама настолько обнаглела, что вылезла на сцену, когда обходила выступающего артиста. Впрочем, такой колхоз я наблюдал и на ФИСМе, когда табунами ходили упыри между рядами во время номера.

Теперь несколько слов о персоналиях. Александр Александер. В какой-то момент на его лекции я приуныл, а когда опомнился, увидел на сцене стол. На столе стоит парень, закованный в цепь. Рядом ходит Александер. Сначала я подумал, что это сон (причем сон Александера). Голосом Реввы он что-то вещает, а народ ржет. Оказывается, Александер объяснял, как ненадежна электроника, и в качестве примера показал фокус с замком, который заклинило. Это была самая эпическая часть лекции.

Болгарин

Римасу Навицкасу было проще, поскольку он хороший оратор. Многолетний опыт конферанса позволил ему с первых секунд завладеть вниманием публики. Отмечу интересный момент. Когда Римас стал показывать фокус с веревочными кольцами, молодые люди, сидящие на дальних рядах, принялись высказывать свои догадки: «веревка на магнитах». Как бы не так. Это были именно веревочные кольца. При том, что молодежь в курсе, что такое тарантула, м5 и возможно даже Ми8, у них возникал вопрос, как держатся узелки на веревочке.

Фокусы Римаса

Римас показал и объяснил очень много фокусов, хотя лично я ожидал от него услышать больше историй, баек и разговорных «фишек», ведь это его сильная сторона.

После ночного заседания фокусников у меня дома, приехать на второй день конгресса я смог только к полудню. Анкетирование в кулуарах показало, что люди говорят только о двух событиях: номер Константина Пузанова и выступление Свята Костюка. Константином Пузановым восхищались даже зарубежные гости, например, китайский актер очень хвалил его за театрализацию. К счастью, Константин повторил свой номер на гала-шоу, и я убедился, что Гран-При ему вручили по праву. Константин не ставил справа от себя тумбочку, не занимался жеманным позёрством, хотя в какой-то момент я почувствовал, что становится чуть скучно, как вдруг он мгновенно начинал добавлять принципиально новые и неожиданные элементы с эффектом «Вау!».

Гран-при

Руслан Манин прочитал плохую лекцию о том, как продавать себя и анализировать рынок. Есть только один критерий, как отличить хорошего «продажника» от плохого. Если по результатам лекции вам не захотелось купить его семинары – дело дрянь. Тут не захотелось даже полюбопытствовать. Лекция сводилась к цитатам из книги «Стратегия голубого океана» (Ким Чан и Рене Моборн), а также азбучным истинам, изложенным во всех учебниках по маркетингу. Мало того, что Руслан игнорировал специфику нашего рынка (а это именно то, что хотелось бы обсудить), из зала постоянно доносились реплики несогласных, но они по большей части не были парированы. Анатолий Катанский мог бы толкнуть лекцию намного интереснее, да и многие присутствующие в зале были не лыком шиты в плане продаж и собственной рекламы.

Интересную лекцию прочитал Вадим Савенков, только непонятно о чем. Зуб даю, слушать его было интересно, однако совершенно не понятно, что КОНКРЕТНО он хотел сказать. Поэтому, когда Вадим спрашивал, есть ли вопросы, люди тупо смотрели на него, но задать вопрос не могли. И Вадим продолжал рассказывать, пытаясь объять необъятное. У лекции не было структуры, стержня что ли. Плюс ко всему на дальних рядах Вадима было плохо слышно, поэтому мы больше разглядывали, чем слушали. Единственное, что было понятно из его лекции – это как правильно показывать летающий шар.

А вот без преувеличения звездой конгресса был Виктор Ренер. Я бы даже сказал, что Виктор вытянул конгресс (уж точно его лекционную часть). Это был образцово-показательный мастер-класс: все по существу, материал рабочий, практичный, ходы и наработки интересные, мысли конкретные.

Идеальный фокусник

В какой-то момент я уловил грустный взгляд Виктора, в котором читалось: «Вашу мать, смотрю я на вас… Ну как так можно… Как так можно даже веревку разматывать? Хватит халтурить». Кстати, материал, изложенный Виктором Ренером, был представлен ранее на онлайн-конференциях Александра Винокурова (поэтому те, кто их смотрит, идут на шаг впереди).

Еще одна иллюстрация. Когда на гала-шоу выступал Виктор Ренер, ради прикола я спросил своего коллегу: «Если бы Ренер участвовал в конкурсе дуэль, ты поставил бы на него ставку?». Ответ последовал такой: «Я бы поставил свою жизнь».

На фоне Виктора Ренера бледно смотрелся даже приглашенный гость из Великобритании Майкл Винсент (Michael Vincent). Он красиво говорил, не поспоришь, но показал три фокуса с монетами и парочку с картами. Рассказывал-то он правильные вещи про чистоту манипуляции, но они были уже многим хорошо известны. А Дамир Валитов показал мне в коридоре свою комбинацию с монетами, чем отравил весь просмотр лекции. Хорошо, что не пришел Евгений Карелин.



На гала шоу Майкл Винсент показывал удивительно простые фокусы, в том числе с тремя веревочками. Все ждали, что в конце они станут по-настоящему одинаковой длины, но этого не произошло. В общем, я пришел к выводу, что лекцию Владислава Колмыкова мне хотелось бы послушать больше, чем Винсента. Кстати, было бы интересно в будущем послушать Свята Костюка, Виктора Монжосова и Алексея Константинова.



Невозможно уместить в один отчет все события, которые происходили на конгрессе. Было и гала-шоу, и конкурс "Дуэль" с тотализатором (браво, Халафян!), и кулуарные тусовки фокусников, был конкурс по микромагии. Все это оставлю за кадром, нужно ходить на конгрессы. Подводя итог хочется поблагодарить в первую очередь организаторов Анатолия Катанского и Юрия Сергиенко. Они проделали большую работу. И организация конгресса была действительно хороша. Также спасибо за работу членам жюри, спасибо Екатерине Медведевой за перевод. Спасибо всем тем, кто работал на конгрессе. Спасибо за видеосъемку Алексею Бакалову (и пользуясь случаем крикну: НЕ НАДО ХОДИТЬ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ АРТИСТОВ И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ПЕРЕД КАМЕРОЙ!).



Каждый конгресс фокусников имеет свои сильные и слабые стороны, но главное, что мы встречаемся, общаемся, учимся. А учитывая то, что конгрессов фокусников в России раз, два, три и обчелся, каждый из них – праздник. Каждый конгресс все фокусники ждут и питают надежды, что он будет лучшим. Конгресс RMC-2016 закрыт, да здравствует RMC-2017!

UPD 10.11.2016:
А вот виде-обзор конгресса от Свята Костюка:



  • 1
Спасибо, Денис, за обзор!
Как всегда, с юмором, с конкретикой и своей точкой зрения!
К слову, на мой взгляд, данный Конгресс был самым лучшим из всех RMC. (лично присутствовал на трех последних из четырех возможных)

Edited at 2016-10-24 11:16 am (UTC)

Тут мнения были у всех разные, я специально интересовался. Сегодня на МКФ, думаю, обсудим результаты.

Александр Фет Одесса

(Anonymous)
Денис!Большое спасибо за предоставленную информацию. Жаль, что самолично не смог посетить ( а сильно хотелось ). Ещё раз благодарю тебя за твои труды. Всех благ тебе!

С приветом из Москвы

Спасибо!

From Anton Kozlov

(Anonymous)
Денис! Большое спасибо! Прочитал на одном дыхании. До этого видел фотографии с конгресса, и больше всего интриговал номер, где количество одежды на иллюзионистке уменьшалось, а количество появившихся зонтов увеличивалось. Ты очень подробно описал сей номер, за что - отдельное спасибо!

Re: From Anton Kozlov

Если бы фотографировал Игорь Онищенко - было бы больше крупных планов. Он знает толк в фотосъемке и не зря носит с собой объектив-телевик.

Сергей Фельдман

(Anonymous)
Денис,благодарю за обзор!Это не просто констатация фактов.Это точка зрения. Это позиция. Более того,позиция супер конструктивная. Ваша профессиональная щедрость на грани мотовства!... Я тоже начал сожалеть,что не был на этом конгрессе,прочитав ваш материал. Увы!...Здоровья вам!

Сергей, спасибо за отзыв. Приятно писать не только для широкой, но и для глубокой аудитории.

Спасибо, Денис.
Полюбопытствую при случае у Винсента, какие у него впечатления от российского конгресса. И пусть только скажет что-нибудь неприятное или русофобское — тут же покажу ему твой объективный отчет! ;)

Привет, Андрей! Думаю Винсенту у нас понравилось. Он делал многочисленные селфи со сцены, фотографировал зал и вёл себя, как добрый дядюшка Анкл Бенс из рекламы.

Лев Клинский

(Anonymous)
Денис, какими причинами Вы можете пояснить усиление эротической составляющей RMC?

Лев, я пока не вижу в этом трагедии. Стриптиз был единичным событием за всю историю конкурсов. При этом раньше, когда выступали красивые девушки, эротическая составляющая присутствовала почти всегда. Но не более чем фишка. Жюри принимает во внимание фокусы, а за излишнюю откровенность может и пожурить. Тут же была профессиональная танцовщица стриптиза, поэтому она и использовала свои навыки в работе. P.S. Я читал вашу статью, где была мысль "если артисту нечего показывать, он начинает раздеваться и эпатажничать". С тезисом соглашусь, но думаю, здесь не тот случай.

Спасибо! Было интересно! Мечтаю что бы ваши отчеты дополнялись видео! Не всегда есть возможность приехать ) Очень благодарны за ваш труд!

Михаил, видео - это больная тема. Обычно оно появляется из разных источников спустя 2-3 недели, когда отчет уже написан. Поэтому буду при возможности обновлять отчеты, добавляя видео, но пока нет возможности добавлять видео сразу. P.S. Свят Костюк начал вести видео-блоги, возможно в будущем скооперируемся с им. Я пишу, он снимает и комментирует, потом все объединяем.

Денис, в очередной раз благодарю за обзор. Интересно и не утомительно читать. СПАСИБО !!!

Владислав Колмыков

(Anonymous)
Спасибо за статью, почитал с интересом, почти со всем что написано можно согласиться !!!

Да... очень интересно! Могли бы писать больше?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account