фокусник, мистификатор, иллюзионист

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share
Обзор форума артистов Сцена 2017
фокусник, мистификатор, иллюзионист
vlasovdenis
Я хотел бы дарить людям радость,
но приходится ее продавать.


Музыкальный продюсер Антон Пузырев со своей командой провел Второй форум артистов и организаторов праздников Сцена 2017. В этом году программа была более насыщенной, появились новые формы общения, расширен состав спикеров и круг тем, поэтому форум длился уже два дня (в прошлом году один). На входе раздавали бесплатную воду и хорошие блокнотики с программками, народ активно фотографировался у пресс-волла.

Форум Сцена 2017

Однако то ли организаторы переоценили успех предыдущего мероприятия, то ли зал оказался слишком большим, но все время складывалось ощущение, что народу пришло немного (навскидку было человек 120-150). Пустые места производили поначалу тягостное впечатление. Когда зал забит не полностью, публика сразу становится холодной (ведущие сказали бы «сложный зал»). Поэтому зрители сдержано реагировали на бодрые призывы ведущего Стаса Зубкова, но ко второму дню раскачались, привыкли к обстановке. Это известный факт – если зрители сидят плотно, битком, публика становится веселее, залом легче управлять и проще зомбировать. Не зря Кашпировский возил с собой автобусы подставных.



Форум артистов

Открыл форум сам Антон Пузырев, который обозначил главные особенности event-рынка сегодня. Изложу тезисно: крутым промо-видео сейчас уже никого не удивишь. Если раньше сам факт наличия качественного промо свидетельствовал, что артист серьезный, то сейчас уже важна суть артиста, его содержание и «бекграунд». Обилие рекламы породило «баннерную слепоту». Нужны новые методы продаж и привлечения заказчиков. Одним из таких методов Антон назвал групповое продвижение и сотрудничество целых когорт артистов, объединенных общей идеей. Антон Пузырев был также модератором форума, и нужно сказать, довольно хорошо справлялся с этой ролью. Если спикер начинал уходить от ответа, Антон требовал конкретизации, а кроме этого сам часто задавал вопросы, висящие в воздухе.

Во время выступления Гульнары Рыжиковой (агентство «ОМ») голосованием выяснился примерный состав участников: 80% аудитории – это музыканты, ведущие, фотографы и видеографы, декораторы, артисты всех направлений, и 20% – это организаторы праздников, представители event-агентств, продюсеры, режиссеры.

Агент ОМ

Сразу всплыла наболевшая тема, к которой возвращались не раз. Это был раздраженный призыв, если не крик тех, кто находит работу: «Не надо нас задалбливать своим спамом! Когда надо, мы вас сами найдем и позовем». Тут почувствовался некий парадокс. С одной стороны, на форум пришли подрядчики, которые хотят найти работу. Поэтому они интересуются, в какой форме лучше предложить свое сотрудничество. Но слышат совершенно не те ответы, о которых мечтали. «Хватит спамить!» читался посыл представителей event-сообщества. В кулуарах я слышал признания, что ничто так не бесит, как сообщение от артистов «ну что там, почему вы меня давно не продаете, когда будет заказ?». А Георгий Сильверстов хотел поведать несколько историй телефонного терроризма от назойливых ведущих, которые попадают к нему в черный список или записываются в телефоне как «НЕ БРАТЬ!».

Экологический подход к артистам

В этом конфликте интересов я уловил еще одно скрытое послание. Если группу, музыку, танцы, пение, диджея, фотографа или фокусника не берут – то возможно дело не только в продажах и рекламе. Возможно сам продукт говно. Поэтому люди впадают в ошибку. Вместо того чтобы улучшать качество своих услуг, они стремятся улучшить качество продаж. В результате появляется целый пласт слабых и не стремящихся развиваться игроков рынка, которые агрессивно прессуют агентства и вырабатывают у них защитные механизмы. Ведь под любыми предлогами идут непрерывные попытки что-то втюхать. Но агенты видят качество, я бы даже сказал, чуют его, поэтому, когда их спрашивают на конференциях, как лучше наладить сотрудничество, они слышат между строк «скажите, как мы можем вам втюхать свое фуфло?». Поэтому, что раздраженный Сергей Князев, что Гульнара Рыжикова, что Екатерина Акимова («Лавка Чудес»), что Григорий Сильверстов (Агентство «Кружева») – ВСЕ вежливо, но настойчиво дают понять: «если вы хороший артист, мы обязательно о вас узнаем и вы будете работать с нами. В противном случае – НЕ НАДО НАС ПОСТОЯННО ПРЕСЛЕДОВАТЬ И АТАКОВАТЬ!».

Интересный вопрос прозвучал из зала: «Если музыкальная группа существует на рынке 5-7 лет, и за это время она не вышла в ВИП-сегмент, не является ли это показателем провала, никчемности и неудачи?». Это стали оспаривать многочисленные каверщики, типа, мы делаем свое дело в своей нише, поэтому нас нельзя назвать неудачниками. В этот момент ко мне тоже уже стало закрадываться чувство неудачника, типа вот, пришел на форум с пачкой своих неказистых визиток, которые буду сейчас стыдливо распихивать, как спам по почтовым ящиками, а со мной еще десятка три таких же бедолаг, голодных музыкантов, побитых художников и ведущих, приехавших покорять Москву. Друзья, для вас поёт Александр Исмаилов:



Депрессивное настроение разогнал Дамир Халилов. Я бы назвал его лучшим спикером форума Сцена 2017. Тема «Продвижение в соц.сетях». Я думал, что выйдет очередной прыткий делец, который начнет рисовать воронки продаж, сбивчиво говорить о лидах, конверсиях, SMM. Однако на сцену вышел очень уверенный в себе человек, со стержнем внутри. Говорил он настолько убедительно и внятно, что зал слушал, затаив дыхание, едва успевая записывать. Дамир говорил с интонацией человека, который не только знает всё о соц.сетях, но они ему и принадлежат.

Лучший спикер Сцены 2017

Поскольку эта информация является предметом продаж Дамира Халилова, вход на форум платный, а организаторы впоследствии будут наверняка продавать эту запись, я не стану раскрывать все лайфхаки и технические рекомендации. Скажу только, что нельзя постить чаще 8 раз в день в Фейсбуке, и чаще одной фотки в час в Инстаграме. На мой вопрос как быть с тем, что нечего писать, а всякую лажу постить не хочется, Дамир ответил рекомендацией структурировать контент на категории, предложив их оптимальные сочетания и состав. Между тем он согласился с засильем пустых постов без инфоповодов, свидетельствующих о тупости авторов.

Ярким спикером был и Вячеслав Кисилев – режиссер-постановщик крупных театрализованных представлений, кандидат педагогических наук. Обладание ученой степенью ощущалась у него в культуре речи, интеллигентности и хороших ораторских способностях. Вячеслав сразу отнес себя к представителям олд скула, не знающих, что такое «все эти SMM, СRM, SEO». Поэтому стал говорить о режиссуре, показывая наглядно, на картинках, как и в чем может быть проявлена режиссерская мысль. Попутно Вячеслав напомнил, что раньше каждый артист был прикреплен к той или иной организации, выступал, к примеру, от филармонии или от Москонцерта. Не существовало понятия «свободный артист». Сейчас же наоборот все артисты свободны. Каждый может заявить «я – ведущий» или «я – фокусник», нет никаких регулирующих или контролирующих организаций, надзора, цензуры. Это с одной стороны порождает известные проблемы, с другой стороны, дает и новые возможности, особенно в части бизнеса, участия в конкурсах на ТВ, шоу, раскрутки и т.д.

Общей рекомендацией к успешному сотрудничеству была названа гибкость артиста, его умение подстраиваться под решение творческих задач. К этой проблеме не раз возвращались многие спикеры, отмечая, что им интереснее тот артист, который может вжиться в тематическую вечеринку, адаптировать свое выступление или профессиональные навыки под сценарный план (и дать больший процент). При такой постановке вопроса всегда возникает антагонизм – артисты про себя думают «Вот, лезут же эти организаторы, режиссеры, заказчики не в свое дело, портят номер, напрягают своими безумными фантазиями и карпизами», а с другой стороны, возникает взаимная претензия: «Какие же эти артисты ленивые, костные, неспособные хоть немножко измениться и подстроиться под особенности проекта». Так и живем.

Немалый интерес вызвала лекция Елены Шерстобоевой на тему авторского права и вообще юриспруденции в шоу-бизнесе. Елена задавала провокационные вопросы, из серии «Имеет ли право кавер-группа исполнять чужую музыку?», «Можно ли использовать чужое название?», «Правомерно ли сделать ремикс хита и исполнять его?» и т.п.

Юрист по авторскому праву

В большей степени разговор шел именно об авторском праве на музыку. Елена разбивала в пух и прах устойчивые мифы, например, о возможности использовать любую музыку, если из этого не извлекается прибыль. На самом деле не существует понятия «некоммерческое использование музыки», и Елена убедительно доказала почему. Также выяснилось, что все выплаты за использование музыкальных произведений на празднике должен осуществлять организатор (не артисты). И треки, купленные диджеем в Айтюнс, нельзя ставить на праздниках, считая, что права на них приобретены. Но это все «де юре». Даже сама Елена призналась, что знает, как обстоят дела «де факто», однако как юрист (может быть слишком сексуальный юрист) призывает к соблюдению закона. «Накажи нас, Елена» – читалось в глазах некоторых артистов, имеющих низкую юридическую культуру.

Шерстобоева

Я задал вопрос, возможна ли юридическая защита творческих номеров артистов от плагиата. Ответ был неутешительный. По мнению юриста с 12-летним стажем в авторском праве в случае с охраной именно фокусов все очень противоречиво. Суть в том, что авторское право не охраняет идеи или секреты фокусов. То есть если фокусник сворует идеи у другого фокусника, то никакой защиты, по мнению Елены Шерстобоевой, к сожалению нет. Хотя возможна защита, скажем, сценария номера, но как я понял, все зыбко и противоречиво.

Лекция Елены Шерстобоевой

Оба дня был просмотр промо-роликов артистов в формате «Тест-драйв». Запускалось видео, через минуту оно останавливалось (в любом случае), далее эксперты форума высказывали свое мнение, которое в конце сравнивалось с онлайн голосованием зрительского зала (через сервис http://pampampam.ru). Это довольно увлекательная практика, во время которой можно понять, какие ролики хотят видеть организаторы праздников, какие ошибки делают артисты. К наиболее типовым ошибкам можно отнести отсутствие live-контента и слабое позиционирование артиста (бывает смотришь ролик и не понимаешь вообще, что в нем рекламируется: диджей, ведущий, группа или кока-кола?).

Тест-драйв роликов

Среди экспертов выделялся стилист Александр Белов, который исполнял роль «плохого полицейского». Он почти всегда находил недостатки в одежде и внешнем облике любого, на кого падал его взгляд, комментировал это весьма желчно, остроумно и, как говорят юристы, с особым цинизмом. Несмотря на литературный лексикон Александра, между строк всегда читалось: «Ваш костюм говно» или «У вас совсем нет вкуса». На второй день это уже стало злить и раздражать. Многим мужчинам хотелось вступиться за рыдающих женщин, услышавших мнение эксперта, как вдруг Александр выдал такую лекцию, после которой мнение о нем резко изменилось. Все хором требовали «продлить Александра», бегали за ним в течение оставшегося дня за визитками и советами.

Лекция стилиста

Сначала Александр убедительно доказал, как одежда влияет на восприятие человека и его ощущение самого себя. Потом развеял 25 мифов о стиле и внешнем виде. Лекция сопровождалась визуальными примерами. Александр не только эксперт по стилю, но и персональный консультант в выборе одежды для бизнесменов, топ-менеджеров, политиков и медийных персон. К концу лекции всем уже захотелось взять его в охапку и потащить по магазинам. Несмотря на неразборчивую дикцию, народ внимал каждому его слову и совету, а некоторые потом делились, что только ради одной этой лекции и выступления Дамира Халилова уже стоило приезжать на форум.

В конце второго дня проводилось деловое знакомство артистов и организаторов праздников в формате «speed dating». Впервые о таком формате знакомств я услышал несколько лет назад от одной молоденькой сотрудницы известного концертного агентства. Однажды звонит она и спрашивает, слышал ли я что-нибудь про «быстрые знакомства»? Ну, типа, есть такие специальные клубы, где парни быстро знакомятся с девушками. Вопрос вогнал меня в краску, я стал оправдываться, что не хожу по таким салонам, попутно размышляя о падении заблудших женских душ. Однако вскоре стало понятно, что речь идет не о проституции, все прилично, в такой клуб приходят нормальные парни и девушки, стоят столы, все попарно знакомятся за ограниченное время, скажем минуту, и если возникла симпатия, люди имеют возможность узнать координаты друг друга (хотя все равно описание смахивает на какой-то скрытый свингерский клуб).

Speed dating

В общем, Антон Пузырев сделал аналогию – только за столами сидят организаторы праздников. Артисты чередой, по 3 минуты, подсаживаются, знакомятся, общаются с агентами, производя впечатление или не вызывая симпатий. Есть ровно 3 минуты, далее звонок, идет смена партнеров, и так по цепочке. У меня сразу появилась фантазия, что в следующем году Антон сделает формат «Знакомство в машине» (артист садится в машину к организатору и должен за 10 минут сделать презентацию, потом пересаживается в другую машину или уезжает с агентом).

Фокусник

Поскольку я был приглашен на форум в качестве почетного VIP-гостя, то не был допущен к участию в этой канители, и не могу сказать, насколько она «дает выхлоп». В этот момент было пару часов свободного времени, поэтому мы с моим приятелем Георгием ходили возле девушек, изображая богатых продюсеров из Москвы.

Григорий Ай

Еще одним ярким, как палящее солнце Ямайки, событием стала необычная лекция Руслана Татунашвили, основателя сервиса «CallBackHunter», успешного предпринимателя, прошедшего путь от разносчика листовок до топового бизнесмена. Это была философская лекция в традициях буддизма, индуизма и трансерфинга реальности. На сцену вышел человек в трико (хотя не удивлюсь, если трико за пару тысяч евро) и в стиле Сократа стал призывать познать себя, разобраться, кто мы такие на этой планете, зачем нам деньги? Не относиться ли к ним, как рыбаки относятся к рыбе: нужно – сходил и наловил. Рыбак же не старается выловить все море (а некоторые и вовсе отпускают рыбу).

Просветленный лектор

Далее Руслан пытался развенчать устойчивые стереотипы общества о всевластии денег, о необходимости быть сильным и твердым. Несмотря на то, что примеры Руслана были весьма манипулятивны, со многими тезисами можно согласиться, например, «не стоит беспокоиться». В принципе об этом не только весь буддизм, но и практичный расчетливый Дейл Карнеги. Руслан говорил о визуализации, трансерфинге реальности. С точки зрения научного позитивизма вряд ли его высказывания выдержали бы хоть какой-то критики. Но в его словах был призыв задуматься о смысле жизни. На фоне огромного полчища «продажников» с выпученными от жадности глазами и единственной целью «срубить бабла», Руслана было интересно слушать, а парадоксальность и эмоциональность его высказываний сбивала с толку. Например, вбрасывается лозунг «Мысль не материальна!» (тут оживляются все материалисты), но Руслан продолжает – «Потому что материи нет!» (и материалисты сползают со стульев). На таких парадоксах, как я понял, и строятся методы продаж, которые Татунашвили внедрял в практику. Это вам не банальные «Только сегодня скидки». Тут разрыв мозга. Предложения, от которых, если не впасть в ступор, нельзя отказаться.



В конце Руслан признался, что после определенных событий в жизни он продал свой бизнес за первую названную цену, прокутил все нажитое, и в настоящий момент у него на кармане лишь 35 тыс. руб. Едва ли можно представить, что лекция по успешным продажам закончится именно так, но все в зале понимали, если Руслану понадобятся деньги, он сядет в кафе, выпьет сок, повизуализирует и намутит еще 180 лямов. Но для этого нужно быть Русланом Татунашвили. А как он завещал, у каждого в жизни должен быть свой путь, свой смысл, своя миссия. Поэтому, если суждено мести двор, будешь мести двор. А если хочешь Порше 911 – да тоже не проблема, визуализируй его, стремись к нему, и он появится. Главное, никогда не стоит ни о чем беспокоиться. Хочешь быть счастливым – будь им!



Я благодарю Антона Пузырева и всех его помощников за приглашение на Сцену 2017, организацию форума, спасибо всем лекторам за то, что поделились знаниями. И, как я всегда говорю в налоговой, не беспокойтесь ни о чем!

Участники форума

В статье использовались профессиональные фотографии Андрея Кобзаря и редкие фотки с айфона автора.

  • 1

Спасибо за детальный отчет!

Спасибо, Денис, за мощный обзор «Сцены-2017». Думаю, в следующий раз организаторам следует приглашать тебя не как VIP-персону, а как производителя качественной высокоинтеллектуальной рекламы этого мероприятия. То есть приплачивать тебе за присутствие там...

  • 1
?

Log in