фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share
Профессиональная деформация фокусников (из рубрики «Для служебного пользования»).
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
В детстве я с интересом смотрел фокусы, но не мог понять, почему фокусники иногда показывают плохие неинтересные фокусы. Вроде идет хороший концерт, отличные фокусы и потом – бац, начинается какая-то муть. Неужели фокусники сами не понимают, что это скучно? Особенно я ненавидел соединяющиеся кольца. Стоит взрослый дядька и играется, соединяя и разъединяя кольца, которые и ежу понятно, имеют специальный разрез. Смотреть это по телевизору было мучительно, так как нет вообще никакой возможности проверить реквизит.

Фокус с кольцами


Профессиональные фокусники сразу же возразят: «Ну, это ты не видел хорошего исполнения колец вживую настоящим мастером». Может и так, но тогда получается, что 90% фокусников точно плохие, раз наблюдая этот трюк все детство, мне непрерывно хотелось «нажать на перемотку» и поклясться: «если я стану фокусником, никогда не буду показывать этот фокус».

Примерно такое же отношение было к фокусам с платками. Сидя в цирке на первом ряду, я объяснял себе фокус накладкой на ладонь, в которую прячется платок (и меня такое объяснение вполне устраивало). Казалось дикой тупостью стоять на сцене и десять раз подряд показывать исчезновение и появление платка (а цирковые клоуны-фокусники так и делали, при этом еще жутко кривляясь).

Фокус с платком

Верхом идиотизма я считал фокусы из серии «дернул палку – раскрылся цветок». Часто, эти цветки раскрывались у престарелых фокусников в потертых смокингах, орошая нафталином окружающих. Сейчас опять возразят профессионалы: «настоящие мастера с платками так исполняют, что огого», но почему-то уж очень часто приходится слышать просьбу от заказчиков: «Только давайте там без всяких платочков, веревочек, ну вы понимаете». И эту фразу постоянно слышу не только я один. Неужели многим (всем) зрителям, так не повезло, как и мне, и им тоже встречались только плохие фокусники с платками, кольцами и веревочками? Или все-таки бывают плохие фокусы?

Начав заниматься фокусами, я сторонился платков, как черт ладана. И удивлялся, почему фокусники пачками скупают эти платки, бережно их скручивают, подбирают цвета, с любовью ими занимаются. Это попахивало каким-то фетишем. Через пару лет в голову закралась мысль: «А может фокусы с платками и правда не так плохи?». Я грешным делом купил себе набор платков. К тому же яркие разноцветные платочки так красиво смотрелись на большой сцене, были хорошо заметны. А что еще хорошо видно со сцены? Правильно, толстая веревка и кольца. Все фокусники мира не брезгуют их показывать! Это ж классика! Почему бы не попробовать и мне?! Тем более что коллеги-фокусники одобрительно поддерживали идею сделать хороший красочный номер с платками. Помню, показал я этот номер с платками в казино, задорно так, пританцовывая и размахивая ай да красными, синими, зелеными платочками, меняющими цвет… и почувствовал желание зрителей швырнуть в меня пепельницу.

Фокусник с платком

Единственные, кому хоть как-то нравились платки, были дети. Начал репетировать еще усерднее (под одобрительные советы коллег), но каждый раз выступая с платками, ощущал себя тем самым патлатым мудаком, который дергает палки, раскрывая пыльные пластиковые цветы. Так начинается профессиональная деформация. С утраты адекватного понимания того, что нравится зрителям, что нет.

Главная проблема профессионального фокусника – утрата возможности видеть фокус глазами зрителя. В результате такой деформации кто-то полностью теряет эту способность, кто-то интуитивно понимает, что нравится зрителям, а что нет, кто-то действует вслепую, методом проб и ошибок. Вот яркий пример. За последние пару недель мне пришло в личку из всех соцсетей и мессенджеров десятка два восторженных отзывов от зрителей (не фокусников) по поводу ролика с западной Минуты Славы.



Ролик сопровождался словами: «Круто», «Ты видел это?», «Смотри, как здорово!», «А ты так могешь?». Писали даже концертные директора и организаторы праздников. А вот как обсудили этот ролик на закрытом форуме профессиональные фокусники, приведу несколько цитат:
«Хорошо хоть пару фокусов примитивных показали...»,
«Эти парни сделали трюковую часть НИЖЕ СРЕДНЕГО»,
«Почему вы решили, что это иллюзионный номер? Это оригинальный номер с иллюзионными элементами! И все! К какому жанру его отнести пока сказать затрудняюсь, но по-любому, это не иллюзионный номер!»
«Палевно вытащили! И ещё больше разочаровали своей халатностью».


Как видите, мнения зрителей и фокусников, мягко скажем, различны. Думаю, этот ролик можно считать своего рода лакмусовой бумажкой оценки профессиональной деформации – если он не нравится, вызывает непонимание «чего там хорошего?», значит механизм восприятия заржавел и покрылся коростой извращенных фокуснических представлений, совершенно чуждых массовому зрителю. Такая деформация опасна, так как затрудняет обратную связь, самоанализ, объективное понимание собственного творчества.

Параллельно я провел другой эксперимент. Отправил нескольким топовым ведущим Москвы ролик, которым заслуженно восхищаются все фокусники – легендарный номер Евгения Воронина. Это видео фокусники часто ставят в пример, как образец законченного органичного, если не идеального, номера. Западные фокусники также высоко ценят этот номер и артиста, в чем я неоднократно убеждался лично во время общения с иностранными коллегами.



Отзывы ведущих были настолько негативными, что я не решусь их цитировать. Нелестными были рецензии и обычных зрителей, кто восхищенно скидывал мне ролик с близнецами и экраном. Почему так происходит? Почему зрителям и фокусникам нравится не одно и то же? Есть несколько причин таких расхождений.

Во-первых, долго занимаясь фокусами «обычные» фокусы наскучивают, появляется стремление познать что-то особое, нестандартное, то, что удивляет самого фокусника. Поэтому какая-нибудь вычурная комбинация техник приводит фокусников в полнейший восторг, а для обычных зрителей в этом совершенно нет ничего удивительного. Точно так же как обычный зритель будет удивляться от классического трюка, а фокусники будут лениво зевать. Виктор Ренер приводил шикарный пример, когда он создавал новые комбинации с шариками, а зритель равнодушно говорил, что этот фокус он уже видел. При том, что шарики были в одном случае резиновыми, в другом – поролоновыми, и не было ничего общего в используемых техниках.

Именно поэтому те фокусы, которые имеют успех на иллюзионных конгрессах и фестивалях, восхищают самих фокусников, могут быть совершенно провальными во время реальных выступлений перед обычной публикой. Посещая такие «конвенции» и фестивали, фокусники с одной стороны развиваются, с другой стороны, варясь в собственном соку, утрачивают чувство реальности, сосредотачиваются не на интересах зрителей, а на желании удивить друг друга, угодить мэтрам жанра, победить в состязании между собой. В результате чего возникает профессиональная деформация, культивируются мнимые достижения и квази-ценности (типа, кто больше удержит карт в бэкпалме, кто чище исполнит ту или иную технику, кто хитрее построит реквизит), таким образом, фокусники становятся заложниками замкнутой системы, в которой находятся сами. Получается искусство в искусстве. От этого фокусники начинают бездумно скупать реквизит, привезенный и рекламируемый авторитетами жанра, а потом удивляются, почему зрители не особо реагирует на эти фокусы, в то время как на конгрессе этим же фокусам все рукоплескали, и была давка за этим реквизитом.

Ажиотаж у фокусников

Я и сам испытал такой эффект, купив дрожащими руками на FISM коробку EmotionBox за 650 евро, кинувшись в агонии снимать последние деньги с карточки. Позже несколько ведущих рекомендовали мне больше не показывать этот трюк, а что сказали фокусники? «Идиот, эту коробку можно было сделать самому!». То есть не «идиот, коробка – говно», а идиот, что купил, можно сделать самому.

С другой стороны, когда фокусник имеет хорошую крепкую программу для корпоративов, через некоторое время неизбежно начинают поступать претензии со стороны ведущих и организаторов праздников, мол, «когда будет новая программа, есть ли новые фокусы?». То есть зрители разные и каждый раз удивляются, но ведущим программа наскучила, и они требуют чего-то новенького. Фокусники часто идут на поводу, начинают делать новую программу, и, как правило, вторая программа становится хуже, третья еще хуже. Учитывая профессиональную деформацию, программа наполняется «фокусами для фокусников», либо сомнительным материалом, оценить качество которого фокусник уже не в состоянии, в результате чего происходит не развитие, а стагнация и сомнительные тупиковые эксперименты. Поэтому есть фокусники, которые показывают 25 лет одни и те же фокусы, имеют определенный успех и известность, но критикуются за одну и ту же программу. А оправдана ли такая критика, если одни беспомощно ищут, а другие уже нашли?

Что делать, если ощущается профессиональная деформация?

1. Удалить всех фокусников из друзей в соцсетях (кроме самых близких). В друзьях должны быть потенциальные заказчики, поклонники, зрители, а зачем фокусники? Чтобы воровать идеи друг у друга? Чтобы получать сомнительные комментарии? Тождественны ли комментарии коллег, пребывающих, возможно в таком же кризисе профессиональной деформации, и комментарии зрителей?
2. Перестать ходить на конгрессы фокусников. Хотя бы временно. Перестать стараться угодить фокусникам. Перестать быть зависимым от мнения мэтров жанра и коллег, а ориентироваться только на успех среди зрителей. Пусть фокусники говорят про вас что угодно, вам должно быть важно, что говорят о вас зрители.
3. Сосредоточится на установке обратной связи со зрителями. Интересоваться тем, что смотрят «простые зрители», что им нравится, что их восхищает, что их цепляет, что они хотят видеть (или не хотят).
4. Менять себя. Критерий успеха один – симпатии зрителей, популярность среди зрителей (а не среди фокусников), как итог – увеличение востребованности и повышение гонорара.

По этой причине я хорошо понимаю фокусников-отшельников, которые сторонятся различных фокусных тусовок, ведут инстаграм (соцсети) не для фокусников, а для зрителей, и часто придаются остракизму со стороны коллег. Типа, «ой, гордый какой, не ходит он на встречи, видите ли». И, пожалуй, поэтому так часто те, кто только начинает заниматься фокусами, делают достаточно быстрые успехи в первые годы, сохраняя еще девственное понимание того, что есть хорошо, что плохо, что нравится, что нет. А потом появляется фокусный снобизм и пробуксовка, в которой некоторые застревают на всю жизнь.

Выдави из себя раба

P.S.
Шуточный тест: "Признаки проф. деформации фокусников". Если хотя бы три ответа «ДА» по пунктам, то результат положительный (отрицательный).
1. Наличие патологического влечения к шелковым платкам. Их нравится накручивать, подбрасывать, дуть на них, закупать впрок.
2. Покупка хотя бы одного «султанчика».
3. Желание пошить себе костюм с обилием блесток, ситца, парчи, люрекса, чтобы все это сверкало и искрилось.
4. Неуемное стремление к посещению конгрессов фокусников.
5. Наличие «Синдрома Актера», заключающегося в гипертрофированной тяге к рассуждениям на тему «важна подача, а не техника», «не бывает плохих фокусов – бывает плохой артист». Использование выражения «его величество сцена». Сексуальное возбуждение (или как минимум расширение зрачков) от услышанных слов: «режиссура», «театр», «Станиславский», «Малаховский».
6. Выступление под поп-музыку 90-х.
7. Склонность к нанесению грима на лицо. Симпатия к мимам.
8. Демпинг, отсутствие или резкое уменьшение работы, объясняемое только внешними факторами и непониманием людьми «настоящего искусства».
9. Перманентное наблюдение, что «молодежь сейчас не та», «раньше было лучше», «правительство плохое», «качество реквизита падает», «жанр деградирует».
10. Использование в работе пластиковых pop-up цветов. Симпатия к женщинам-ведущим и клоунессам. Одобрение безалкогольного пива.
11. Нежелание воспринимать себя субъектом предпринимательской деятельности (по Клинскому).
12. Отрицание в себе профессиональной деформации (по Власову).

  • 1

Лев Клинский

(Anonymous)
Умная статья. Хотя весь текст можно было бы свести к одному предложению: "Осознай себя субъектом предппринимательской деятельности на евент рынке". И все. Дистанцирование от коллег обуславливается предпринимательской конкуренцией. Интересы потребителя - законами маркетинга и рыночной связкой со зрителем. Мнение мэтров тогда бы оценивалось от количества нулей в годовой декларации тех, кто считает себя мэтром (куда уж объективнее?). Все это и приведет к пункту №4.

"Осознай себя субъектом предпринимательской деятельности на евент рынке" 😄😄😄😄😄😄
Это один из лучших комментариев в моем ЖЖ.

Деформационная рефлексия

Не являясь практикующим фокусником, не берусь судить о правильности выводов, хотя рекомендации № 1 и № 2 кажутся мне гипертрофированными.
Помимо собственно анализа синдрома творческого окостенения, в статье, по сути, содержится профессиональный приговор отдельным видам реквизита: платочки, китайские кольца, pop-up-цветы. Их можно объединить в группу по признаку «ненатуральности». Означает ли это, что и другой не имеющий аналогов в повседневной жизни реквизит (например, поролоновые шарики) нужно либо оставить для комической магии и детских утренников, либо безжалостно отправить в мусорную корзину? И еще два вопроса.
1. Считаешь ли ты, что pop-up-змей и pop-up-рыб от Бастракова должна постичь та же участь, что и pop-up-цветы? Если нет, то где тут грань и в чем существенная разница?
2. Интересно, работает ли с кольцами и платочками Листопад?

Бывают редкие исключения, например, номер Виктора Войтко с летающими кольцами. Есть и азиаты, которые с платками дают жару. Но как только я вижу человека в костюме с блестками и клоунскими ужимками, а на горизонте начинают маячить сачки, султанчики, платочки - добра не жди.

Pop-up поделки Бастракова я рассматриваю не больше чем пугалки и гэги, так же как и его выливающийся на зрителей кетчуп. Я бы такой купил, чтобы показывать, как прикол или пранк. Если же придет мысль показывать это как фокус - доставать рыбу из пакета - симптомы проф.деформации.

Листопада с кольцами и платками не видел, пока он еще нюх вроде не потерял.

Тут есть и еще один аспект. Если фокусник отвратительно покажет поролоновые шары, то у зрителя возникнет на всю жизнь отвращение к любым фокусам с шарами как рефлекс. И увидев у другого эти шарики за километр, зритель даже не захочет их смотреть. Я такую идиосинкразию наблюдал не раз. К сожалению, поролоновые шарики тоже вряд ли смогут уже быть конкурентоспособным хитом (не на конкурсах, а в реальной работе для зрителей). Опять же, бывают редкие исключения в виде Виктора Ренера.

Если же говорить о манипуляции резиновыми шарами, тут еще хуже. Обычный зритель пялится на это, как на жонглирование, с мыслью "да, наверное чувак долго крутил шары и у него много свободного времени. Но за это время и осла можно так научить. Скучно." Вот реальные мысли реальных зрителей, как бы это ни нравилось фокусникам.


Edited at 2017-07-03 12:33 am (UTC)

Здравствуйте, Денис Владимирович!
Честно говоря, не совсем понял, как можно расшифровать эту фразу: "К сожалению, поролоновые шарики тоже вряд ли смогут уже быть конкурентоспособным хитом (не на конкурсах, а в реальной работе для зрителей)". То есть, Вы считаете, что фокусы с поролоновыми шариками не могут быть интересны обычным зрителям? Или интересны, только если их показывает Виктор Ренер? Я правильно понял Вашу мысль?

Привет, Александр!

К сожалению полчище дилетантов дискредитировало поролоновые шарики до такого, что часто приходится слышать "ой, только давайте там без всяких этих ваших шариков красных, которые пальцем пилят". Однажды концертный директор мне жаловался: "Пригласили тут фокусника дорогого из Питера. Ну, кошмар, шарики поролоновые начал показывать". На вопрос, а что не так - "ну это же говно фокус, его каждый аниматор у нас показывает". Плюс еще десяток схожих историй. Поэтому, если зритель уже отравлен плохой подачей шариков - придется постараться его переубедить. Но в массовом сознании шарики вряд ли уже будут восприниматься, как что-то серьезное и эксклюзивное, соответственно поэтому едва ли могут стать хитом программы.

Благодарю за ответ. Самое забавное, что у меня была похожая ситуация, когда потенциальный заказчик вместе со своей супругой при встрече попросил меня не показывать фокусы с поролоновыми шариками, и сказал, что видел уже всё, что только можно с ними. После того, как удалось его расслабить резиночками и кольцом с цепочкой, я решил аккуратненько проверить, как он отреагирует на мою сказку с колобком и колопышечкой. И не ошибся. На его смех реагировало всё кафе - некоторые даже встали со своих мест и подошли поближе, чтобы понять, что происходит. По окончанию сказки, он сменил гнев на милость и попросил, чтобы вот именно этот фокус с такой речью обязательно был на празднике. Само собой, я согласился, и заказ получил.
Поэтому я действительно понимаю и согласен с Вами по поводу "дилетантов". Но при этом хорошо, когда можешь показывать собственные вариации, и тем самым реабилировать отличный реквизит и отличные фокусы.

Спасибо, Денис, за детальный и вдумчивый ответ. Именно такой я и ждал. Полагаю, наличие ряда упомянутых тобой исключений позволяет сделать следующий вывод. Даже с «ненатуральным» реквизитом можно создать востребованный номер. Только он должен претендовать на «шедевральность», а не быть тоскливой рутиной, срисованной из книжек и семинаров прошлого тысячелетия...
Почему-то мне кажется, что зрители будут пищать от восторга, даже если Листопад возьмется за платки и кольца. Тут многое зависит от харизмы. Возможно, я не прав. Наверное, стоит попросить самого Листопада проделать мимоходом такой эксперимент. Если он категорически откажется, значит ты попал в точку.
Про реквизит от Валерия Бастракова. Да, его сила — в неожиданности. В стандартном выступлении фокусника такие эффекты действительно вряд ли будут претендовать на большой успех, так как зрители готовы, что их будут удивлять чем-то эдаким. А вот в театральных постановках эти штуки будут восприниматься просто на ура. В детских спектаклях про Емелю и Щуку так это вообще незаменимый реквизит. Я видел воздействие эффекта «исчезновение» на зрителей во время спектакля «Солдат и змея» в Саратовском ТЮЗе. Это было нечто. Коппперфильд отдыхает. А все потому что никто не ожидал фокусов со сцены. Нашлось тогда место и pop-up-реквизиту... Кстати, трюковую часть ставил Владимир Свечников.

Re: Аберрация

(Anonymous)
Скажите, а это правда что Сергей Листопад уже выступает не меньше чем за миллион рублей?

Армянское радио отвечает: "Правда. Но не Листопад, а Вячеслав Малежик. И не выступает, а поёт. И не за миллион, а за 90 тысяч".

Номер Воронина - пародия. Она для многих непонятна, потому как люди с оригиналом не знакомы. А вот номер Яна фриша в восторг приводит как фокусников, так и лэймэнов. Правда, простой зритель начинает бушевать, когда ему говорят, что это победитель мирового чемпионата по фокусам. То есть люди данный трэш и угар воспринимают ни как верх иллюзионного искусства, а как забавную и качественную приколюгу.
На счет фокусов для фокусников
Взял с собой как то подругу на выступление дэвида стоуна. Выступал он на междусобойчике в fantasma magic в нью йорке, выступал перед фокусниками, ессно. Так вот, девица, не имеющая ни какого отношения к фокусам, шоу бизнесу, и всякому такому, угарала пуще всех. А там в программе были и монетки, и платки, и веревочки. Правда приправлено все это леопардовыми колготками, пошлыми шуточками и прочей дичайшей "стоунщиной", так что рассматривать фокусы нужно как инструмент, один из многих, в руках шоу-мэна профессионала

Достаточно почитать, что пишут на YouTube в комментах о Яне Фрише, как становится понятно, что думают обычные пользователи о конкурсной магии и манипуляции.

Я подчеркиваю - с номера люди угарают. Негативные реакции именно на то, что это номер-победитель на международном конкурсе. То есть здесь же все просто, хотя смотреть прикольно

Anton Kozlov

(Anonymous)
Даже и не могу точно сказать, что было интереснее читать - саму статью или ее обсуждение и здесь, и в группе "Я-фокусник". Самое главное - она не оставила никого из комментаторов равнодушным. Такое живое остро полемичное общение случается совсем не часто. За создание своей статьей такой бурной дискуссии - спасибо тебе, Денис.
Ну и теперь хочу внести свои 20 копеек в нее.
Когда читал про кольца и платочки, то сразу мне вспоминались выступления Юрия Писаренко в цирке, когда он ставил на уши публику первых (да и не только) рядов своими экзерсисами с кольцами, картами и монетным дождем - т.е. реквизитом явно мелким для просторов цирка. А как порядка 40 минут показывал фокус с исчезновением платочка в абсолютно пустых руках Арутюн Акопян! Самому посчастливилось увидеть позднего Акопяна на сольном концерте в Москве. И ведь ни на мгновение не становилось скучно от такого супер-метражного трюка. В голове вертелась только одна мысль: "Ну как же он все-таки это делает?" И она держала меня в напряжение все 40 минут.
Все-таки можно стать звездой и с таким реквизитом, но только если ты прежде всего очень хороший артист, и только потом - хороший фокусник. Если ты не будет первого, то в лучшем случае зритель отметит твою ловкость, но за душу этим его не возьмешь.

Пытаться покорить мир сейчас платочком, как Акопян, все равно что пытаться рисовать сейчас Чёрный Квадрат Малевича. Да и был бы популярен сейчас Акопян, в наше время?

Наверняка и в наше время он был бы популярным. Просто, скорее всего, это были бы уже другие фокусы - с его стилем, образом, харизмой, и показанные с учётом современных реалий.

Армяне в юморе и не только

Это точно. Весь Comedy Club сейчас армянами держится. А как хорош Гарик Мартиросян! Так что национальный колорит Арутюна бы не затерялся.

Re: Армяне в юморе и не только

(Anonymous)
Что то Амаяк Акопян не стал звездой армянского Comedy :)

История и сослагательное наклонение

Амаяк, конечно, слабее своего батька, Арутюна. Но как знать, может и правда, махали бы сейчас оба платочками в программе "Спокойной ночи, малыши", а не в Comedy. В принципе, младший и так уже друг Степашки с Хрюшей.

Юрий Сергиенко

(Anonymous)
Очень хорошая статья , как собственно все предыдущие . Спасибо Денис. Как приятно что многих задело за живое . Есть такое понятие "Делитантизм в Искусстве " Это ещё одна очень интересная "Тема". Можно ее поднять как ни будь ;)
С Ворониным очень интересный пример . Желанный гость на всех Иллюзионных конгрессах и различных Галла-Шоу потому как универсальный тонко чувствующий публику . Да на свадьбе или день рождении у нас в Москве он скорее всего будет смотреться не к месту ;) но в передаче Патрика Себастьяна на 5 канале у французов .... Будут аплодировать и сегодня.

Юрий, спасибо за понимание. А ведь есть еще фокусники, которые специализируются на выступлениях именно для фокусников. Ездят по конгрессам, читают лекции, выпускают свой реквизит, известны лишь в кругу фокусников. И их задача - удивить и развлечь именно фокусников, а не простых зрителей. Эдакая производная от деформации, умноженная на извлечение прибыли.

Ну наконец то я услышал это от профессионального фокусника.
Я еще в 1998 году, когда мне было 17 лет уже не понимал в чем фокус со складными цветами ?
Ведь очевидно же, что цветы складные. В чем фокус ? В чем Чудо ?
А когда профессиональный фокусник из какой-нибудь КОРОБОЧКИ достает ПЛАТОК !
Я вообще не понимаю - он что, нас за идиотов держит ?
Из КОРОБКИ - ПЛАТОК ! Помятый такой...
Ведь даже школьнику понято что платки СКЛАДЫВАЮТСЯ.

И еще, пример из жизни.
Примерно в 1997 году в цирке в Ростове-на-Дону выступал фокусник.
Наш класс пошел на представление, а не смог.
Спрашиваю у одноклассника, ну как понравилось ?
Тот отвечает - нет. Фокусник монету вроде из воздуха монету доставал, а в цилиндр бросал из другой руки. Заметьте, тогда секреты знали единицы. Была книга Вадимова, и еще пара и все.
И то эти книги вышли где то в 60-х...
Я не знаю все профессионалы думают что "мечту скупца" можно показывать даже в цирке.
Или квалификация того фокусника была недостаточной.

В общем свое профессиональное чутье нужно как то проверять обратной связью со зрителем.
Нужно среди зрителей сажать своих знакомых - ничего не понимающих в фокусах, чтобы они были вашими критиками. Желательно с разным интеллектом (дурачков тоже). И спрашивать у них, что да как.
Виктор Реннер об этом на конференциях говорил - спрашивайте после своих зрителей после выступления, что им понравилось что нет. что удивило, а что не очень.
Но ведь неявно подразумевается что он это говорит начинающим фокусникам и любителям ... :)
А получается что и профессионалам нужно держать руку на пульсе (не люблю это выражение, но здесь оно походит).

К сожалению дилетанты - любители или профессионалы, действительно дискредитируют искусство.
Они даже дискредитируют его как ремесло.
Ремеслом ведь тоже нужно заниматься Профессионально !

Ошибка Фицки

Да, мне тоже очень близки ваши воспоминания. Я тоже часто испытывал ту же гамму чувств при просмотре фокусов. А еще бывало смотришь какую-то муть и понимаешь, что даже неинтересно знать, как делается. Это же приговор для фокуса.

Кстати, большинство манипуляций я до сих пор смотреть не могу, так как все время видно, что куда перекладывается, в какую руку и когда. Очень редко могу насладиться хорошей манипуляцией. Смотришь фокусы с монетками, и думаешь "взрослый мужик, так палевно все перекладывает, зачем? в чем прикол?". Моя мать и жена очень четко просекают все эти моменты, поэтому репетирую перед ними. Показывал им Лукаса. Постоянно реплики "Вон-вон-вон он куда-то полез, вон достал что-то". А фокусники смотрят Лукса и молятся. Как будто сговор какой-то "не замечай лажу коллеги, не скажет и он про твою". А зрителей держат за идиотов, типа раз фокусники ничего не покритиковали, то зритель и подавно съест.

В книге Д. Ортиза Strong Magic об этом сказано, как об ошибке "Фицки". Фокусник показывал неверно один прием, а зритель думал, что так и надо, поэтому ничего не говорил. В результате было ложное понимание с двух сторон: фокусник думал, что успешно показывает фокус, а зритель думал, что фокусник делает какое-то странное движение непонятно зачем, но видимо, так и надо.

Может сценическая манипуляция так выглядит только в свете камер ?
Ведь, правда, смотришь на манипулятора - а он на экране как на ладони.
В зале, все таки, другой масштаб.
Вы видели Лукаса в живую ?
Я не видел.
Если кто видел поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
Вы видели чудо как зритель или восхищались техникой как фокусник.
А может есть другое мнение ?

Я понимаю что вся тема очень болезненная для профессиональных фокусников.
Но может у кого то она всплывет из подсознания при выборе трюка, при выборе пути ...

Я несколько раз смотрел Лукаса вживую. Фокусники разделились на две группы. Первые - кто почти "кончает", и готов скопировать у Лукаса не только манеру, но и костюм, музыку, и если б была возможность - сделали бы операцию по смене национальности, став корейцами.

Вторая группа фокусников - очень прохладно его воспринимает, боясь осуждения со стороны коллег. Типа манипуляция - это королева фокусов, но почему-то хочется пойти домой.

Как его воспринимают зрители именно вживую, сказать не решусь, но на его выступлении в Москве - хлопали очень активно. Правда в других местах, нежели фокусники. Как хлопают профессиональные музыканты на джазовых концертах, а снобы их подхватывают и хлопают, правда не понимая зачем.

12. Вы вступаете на фэйсбуке в интеллигентную полемику с идиотами, которые находятся где-то на задворках современного шоубизнеса, вместо того чтобы послать их сразу нахер.

Тут сразу два балла.
Учитывая, что некоторые в этой полемике выбивают страйк по данному тесту : )

1) Вы читали книгу «Иллюзионист на сельской сцене»
2) Вы испытываете нездоровую тягу к рассуждениям об СССР, советском цирке, советской эстраде.
3) Вы употребляете слово «мэтр» больше одного раза в месяц
4) Вы озабоченны иллюзионным будущим какой-нибудь страны, периодически всего СНГ, а иногда даже и Запада.
5) Вы считаете невостребованность в шоубизнесе элитным качеством.
6) Вы пишите регулярно слова творец, мастер, искусство, артист, дорогой, уважаемый и т.д.
7) Вы пишите регулярно все вышесказанное с большой буквы.
8) Вы пишите все вышесказанное регулярно с большой буквы в группе «Я фокусник»
9) Вы пишите все вышесказанное регулярно с большой буквы в группе «Я фокусник» и вам отвечают также.
10) Вы пишите все вышесказанное регулярно с большой буквы в группе «Я фокусник» и вам отвечают также, но при этом вы все еще живы не смотря на полученную дозу лицемерия.
11) Вы хотели бы стать президентом РАИ.
12) Вам важно кто президент РАИ.
13) Вы очень довольны/не довольны нынешним/прошлым/будущим президентом РАИ
14) Вы президент РАИ.
15) Вы слушали когда-нибудь критику Калмыкова больше 5 минут.
16) Вы человек, которого Калмыков хвалит, но при этом вы не являетесь Калмыковым.
17) Вы Калмыков.



Владислав, я рад, что вы написали, наконец, этот пост. И статья вам моя нравится. Не надо этого стесняться. Мы все понимаем...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account