фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
(Продолжение) Обзор Конгресса РАИ 2013. Часть 2.
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
В этом году в открытом конкурсе Конгресса РАИ-2013 приняло участие 29 человек (из них пятеро в шоу «Момент»). Такое большое количество участников говорит с одной стороны о возрастании интереса к фокусам. С другой стороны это свидетельствует о наивной оценке конкурсантов своих способностей. Иногда было такое ощущение, что люди решали идти на конкурс по микромагии спонтанно, минут за 15 до конкурса. Типа «пойду, покажу себя». Серьезных отрепетированных номеров было мало, режиссуры у многих не чувствовалось вообще. Об этом много говорилось на круглом столе, в кулуарах, и даже во время вручения кубков Корнелис Рос сказал, что многим нужен режиссер, причем не только менталистам, но и микромагам.

Из-за огромного количества участников в конкурсе по микромагии было решено перенести круглый стол (общение между фокусниками). Сказать по правде, отсидеть весь конкурс было настоящим испытанием. Почему-то многие конкурсанты, узнав, что выступление не должно быть длиннее 14 минут, решили сделать его именно 14 минут, не меньше. И где-то уже после пятнадцатого выступающего возникло ощущение, что если кто-то вдруг начнет ходить по воде, всем это будет уже безразлично. Поэтому прежде чем идти в следующем году на конкурс ответьте для себя на два вопроса: «Что я буду показывать?» и «Как я буду показывать?».

Показывать на соревновании фокусников такие классические фокусы, как «амбициозная карта», «исчезновение платочка», «три веревочки» etc. бессмысленно и неуважительно, если это не какой-нибудь совершенно оригинальный метод показа или качественно новая подача. Ну зачем занимать время и отвлекать три сотни человек, показывая им то, что давно уже хорошо известно и даже надоело. Если для вас это новый фокус и вы новичок, это не значит, что с этим фокусом следует быстрее бежать на конкурс, делясь своей наивной радостью. Если вы хотите просто «показать себя» – это можно сделать в любую встречу клуба фокусников, раз в месяц, и вас с удовольствием посмотрят. Для этого клуб и собирается ежемесячно. Но конкурс – это некое состязание, демонстрация чего-то особенного, личностного, творческого.

Ответ на второй вопрос «Как я буду показывать?» является не менее важным. Всегда ценится оригинальность и некая техническая подготовка. Нельзя идти выступать на конкурс экспромтом, типа, «я офигенный чувак, пойду без подготовки и всех порву». На деле это всегда оборачивается провалом. Плюс это является неуважением к зрителям, которые приехали на Конгресс не для того, чтобы смотреть двойные подъемы и репетиции на сцене.

А теперь к делу. Первым пригласили на сцену Римаса Навицкаса. Поскольку он преспокойно сидел в зале, стало понятно, что будет пародия. А мастер пародий на фокусников у нас это Антон Козлов. Римас был представлен в виде куклы, которая слабо походила на объект пародии. Значительно большим сходством обладала пародия на Владислава Калмыкова, которую исполнил уже лично сам Антон Козлов (Новосибирск). Антон удачно передал внешнее сходство, голос, реплики и фокусы Владислава (например, использовались персики в запечатанной банке). Со временем Антон несколько заигрался и слишком затянул номер. Пародии хороши, когда они короткие и на разных фокусников. В этот раз казалось, что Антон сделал больший акцент на показываемые фокусы, нежели пародию. Никогда не забуду его прошлые пародии на Адамчука, Циталашвили и других фокусников в прошлом сезоне. Такие вещи врезаются в память навсегда. В любом случае, спасибо Антону Козлову, за то, что он занимается настоящим творческим поиском, и именно такие номера как раз и являются самыми желанными на открытых конкурсах. Кстати, жюри это тоже отметило, и вручило Антону специальный диплом за творческий поиск.

Далее начались традиционные проблемы со звуком. У звукооператора ЦДРИ как всегда все было профессиональное: и техника, и непригодность. Ну нельзя уходить с мероприятия, если оно еще не завершилось. Даже если в бумажке написано, что музыка не нужна. Ведь могут быть проблемы с микрофонами. То, что флешки не читаются вообще – было сюрпризом для многих участников. Очень надеюсь, что дядьку в скором времени пригласят работать на чеченскую свадьбу, и в ЦДРИ появится новая вакансия.

Итак, сменив три гарнитуры, на сцену вышел Павел Ерзунов (Павловский Посад). Павел показывал классические карточные фокусы (Biddle Trick, Color Monte etc.), при этом очень смешно втягивая воздух в нос характерным резким движением, отчего публика стала через некоторое время смеяться. «Ну, зима» прокомментировал звуковые эффекты Павел. Вообще говоря, многие фразы Павла были эпическими, и вполне могли бы подойти для программы +100500. Павел увлекся и затянул выступление настолько, что приглашенный ассистент уже начал шутить на эту тему. Если контролировать течение времени сложно, есть совет для всех: поставьте будильник на виброзвонок. Так надежнее.
Следующим выступал Владимир Голяндин (Казань). Владимир также показывал набор классических карточных трюков, причем они сильно пересеклись с репертуаром предыдущего участника. Видимо ребята качают семинары из одного источника.

А вот номер Алексея Пивоварова уже радикально отличался. Это был именно номер, а не показ фокусов по очереди. Алексей сделал своего рода вызов, challenge, самому себе. Обладая способностью блестяще красиво говорить, Алексей отказался намеренно от речевого сопровождения, сосредоточившись именно на манипуляции. То есть он не стал использовать свою сильную сторону, как бы давая фору другим. Идеи для манипуляции за столиком были очень элегантны и красивы (рюмка, бутон цветка, платок). Однако с того ракурса, где сидел я, были видны некоторые зарядки. Еще одним преимуществом Алексея было то, что ЭТО БЫЛИ НЕ КАРТЫ. Карты уже так всех замучили, что хотелось подойти к Алексею и поцеловать его. Однако жюри предпочло наградить его вторым местом в микромагии.

Далее выступал Антон Наталушка (Красноярск). Не все его шутки прошли, но в плане подачи шуток и манерой говорить он сильно напомнил артиста Comedy Club Незлобина. Антон красиво достал киви из колоды карт, потом пошел поток карточных фокусов (а я продолжал мысленно целовать Пивоварова). Из всего многообразия фокусов с картами мне больше всего понравилась демонстрация шулерских трех карт монте («Три листа»). Также интересным моментом было появление карты зрителя в киви. Однако чувствовалось, что номер бы недостаточно подготовлен, а следовательно и сильно затянут. Многие зрители интуитивно щупали руками красную кнопку. Ох, как же ее не хватало в конкурсе по микромагии! В заключение следует отметить, что Антону необходимо поработать над речевым сопровождением своих фокусов.

Следующим выступал Тигран Агабекян (Мытищи). После изрядно затянутого предыдущего номера, лаконичное и продуманное выступление Тиграна под музыку смотрелось как луч света. В номере использовались пустые бланк-карты, на которых красиво появлялись полоски, карты закрашивались несколько раз, а апофеозом стало то, что расстеленные в ряд карты сложились сами. Это было мощным финалом. На мой взгляд, номер Тиграна мог бы вполне заслужить первое место в микромагии. Но в курилке я слышал реплики о том, что со многих сторон были «засветки». Чем мне понравился еще Тигран Агабекян – он показал своим номером, что если вы не уверены в том, что речевое сопровождение будет безупречным – выступайте под музыку.

Далее за столом рядом с ассистенткой Олей оказался Джафар Багиров (Санкт-Петербург). Он показал хорошую работу с картами. Всем понравилось, как он пару раз доставал карты изо рта. Потом начался поиск тузов, перевороты, классика карточной магии. Но это был не номер, а скорее просто показ микромагии. В процессе выступления Джафар один раз не совсем корректно обратился к жюри фразой «Время есть, судьи?», что немного резануло слух.

Следующий участник Сергей Колер (Санкт-Петербург) обладал хорошей грамотной речью и придумал любопытную тему – «черная дыра», которую стал обыгрывать. Рассказ о черной дыре сопровождался появлением рекламных карт, сменой цвета карт, их исчезновением. Было приятно смотреть на Сергея, так как была видна работа. Но номер опять же был несколько затянут. В следующий раз на конкурсе по микромагии следует сделать ограничение по времени не 14, а 7 минут, чтобы участники не злоупотребляли временем. Очень жаль, что большинство участников, затягивая номера, только портили о себе впечатление. А громче всех хлопали тем, кто заканчивал номер раньше, чем все ожидали.
Выступал и Нико Цаава (Мурманск), показав перемещение монет под музыку. С середины номера Нико стал заметно лучше манипулировать (видимо размялись руки). Некоторые элементы он выполнил предельно чисто, а в конце номера, когда появился mini-DVD диск, все бурно зааплодировали.

Далее выступала очень красивая девушка Анна-Кристина Жарук (Украина). Она показывала трюк Cups’n’balls, мило улыбаясь. Я следил за реакцией зала. На фокусы уже мало кто обращал внимания, все смотрели на артистку, обладающую хорошими данными. К этому времени фокусы уже так надоели, что даже когда в кубках появились цветы, то хлопали больше самой Анне, которая могла просто ходить. Именно ей вручили «Приз зрительских симпатий».

Далее конкурс уже было смотреть реально тяжко. Душно, полный зал народа, мельтешение карт, платков. На лицах многих зрителей читалось одно: «Сколько еще человек на конкурсе?» Забавный эффект от подобного пресыщения фокусами испытал мой друг Николай. Возвращаясь домой в электричке, он увидел как бабушка накидывает плащ на вешалку. Так вот это действие заставило его остановиться в ожидании, не начнется ли показ летающего шара "зомби бол".

Разрядил обстановку Свят Костюк (Москва). К моменту его выступления в зале была уже атмосфера, близкая к истерике. Свят начал с шутки про менталистов, чем очень расположил к себе зрителей. Надо сказать, что Свят необычный фокусник, я бы даже сказал «со странностями». Он может очень жестко пошутить, сказать что угодно, и те, кто его знает, уже привыкли к этому. Сам Свят позиционирует это как «фишку». Кто видел Свята раньше – другого и не ждали, кто видел впервые, были огорошены его шутками и смелыми репликами. Но что касается техники исполнения, нужно признать, что она была безупречной. Это не были потуги, это была реально хорошая техника.

Свят построил свой номер в жанре небольшой пародии на разные стили фокусников, что смотрелось очень выигрышно. Это действительно было интересно смотреть, в отличие от простой демонстрации фокусов, тем более так уже надоевших, и тем более карточных. Лично мое отношение к Святу до этого выступления, скажу честно, было едва ли уважительным. На известном ресурсе по обучению фокусам он сдавал секреты, как стеклотару. Да такие секреты, что сам Павлик Морозов отказался бы это делать (Морозов, кстати, там тоже есть, да и Павлик тоже). Однако должен признать, что выступил Свят действительно интересно, о чем я ему сообщил лично еще до объявления результатов. Была опасность, что жюри не простит ему фривольностей, но консерватизм уступил новаторству. Хотя всех подробностей голосования я не знаю. В группе РАИ «В Контакте» уже шло жаркое обсуждение, достоин ли Свят первого места. Но, во-первых, победителей не судят, во-вторых лично мое мнение, что достоин. Главное, чем он взял – его было интересно смотреть.

Александр Лопатин (Красноярск) показывал достаточно эффектные карточные фокусы (в том числе из репертуара Генри Эванса) в стиле «ранний Чириков». Фокусы-то были сильные, но все настолько уже устали, что никто не мог смотреть программу с усердием. Разглядывали Олю, Колю, сцену, обсуждали предстоящий семинар, решали вопросы питания, но фокусы смотреть было уже вредно. Многих тошнило платками. Запомнились какие-то совершенно фриковые вещи. Алексей Гольдеров (Якутск) поразил всех появлением шарика из природного держателя, много шутил в якутском стиле. Когда вышел на сцену Адамчук, я поспорил, что если через минуту не появится платок, то я плачу тысячу. Платок появился гораздо раньше. Вторым спором было появление шарика в номере. Шарик из поролона появился, и манипуляция была с шариками великолепна. Но все очень устали к этому моменту физически. В общем, Конгресс должен проходить два дня, а не три (тысячу я все-таки проиграл, предсказывая, что Адамчук обязательно дунет на подброшенный платок. Но он, как знал о споре, и не сделал этого).

Особо хочется отметить выступление Артема Тихевича. Он опоздал на конкурс по ментализму, поэтому выступал во второй день. В образе Шерлок Холмса Артем проводил расследование, кто подкинул младенца. При этом Артем был как-то флегматичен (позже стало понятно почему). Номер Артема имел тройной финал. Сначала совпали предсказания на стульях, в конвертах, на ширме. Вторым финалом было то, что Артем, уйдя за кулисы, вернулся в костюме Микки-Мауса, что также совпадало с предсказанием. Но третьим этапом было то, ради чего строился весь номер. Артем отстегнув пару букв с ширмы заставил прочитать всех текст справа налево. И это было предложение его девушке руки и сердца. Теперь стало понятно, почему Артем был столь флегматичен, а скорее романтичен. На сцену вышла его избранница, и я, как старый сентиментальный человек, заплакал. Слезы навернулись и у всей аудитории. Поздравляем Артема с настоящим мужским поступком, его избранница очень красива, обаятельна и, конечно, заслуживает такого красивого предложения!

Гийом Донзо повторил свой номер, с которым он выступал на RMC-конгрессе. Виктор Сахно (Киев) показал очень лаконичную манипуляцию с монетами (ничего лишнего, спасибо за это). Александр Винокуров сопровождал свое выступление стихами, причем хорошими стихами. Не такими, которые обычно читают на свадьбах и днях рождениях. Особенно порадовали рифмы к словам «главнюк» и «конец». Очень оригинально выступил Александр, поздравляю. Это было еще одним по-настоящему творческим выступлением, которое реально интересно смотреть. После, общаясь в кулуарах, Александр немного переживал за техническую сторону исполнения, но могу его смело уверить: к моменту его показа фокусы вообще уже никто не смотрел. Всем уже было все равно, кто, зачем и как трогал карты. Но зато все с интересом слушали его стихи.

Наверное, сейчас уже у читателя устали глаза от такого количества текста. А представьте, каково было смотреть это мега-соревнование. Поэтому пишу дальше спутанно, в том сумеречном состоянии души, с котором сидел в зале. Вышел Дмитрий Козырев (Орел). Вынес мозг и кролика. Все смотрят на кролика. Через пять минут начинают думать, зачем нужен кролик. Кролик по имени Хрустик. Хрустик выбирает карты. Амбициозка. Спутанность сознания. Кролику зачет. Примерно такой поток сознания шел в головах у зрителей. А что происходило в головах у членов жюри, я даже боюсь себе представить.

Майкл Назаров уже понимал, что всем будет все равно, что он покажет, о чем он так и заявил со сцены. Внешний позитив Майкла немного приободрил публику, а я в тот момент думал, почему он Майкл, а я не Джон. Джон Власов, например. Пишу сейчас все это уже в порядке полубреда для того, чтобы вы еще лучше ощущали то самое чувство, когда ты обожрался фокусами, а тебя ими продолжают кормить еще. Еще. И еще. Иногда с истекшим сроком годности. Иногда бракованными фокусами. Съешь еще немножко фокусов, дружок. Посмотри амбициозку… Еще. И еще. И т.д.

Началось шоу «Момент». Андрей Лавинский сообщил, что участвует всего пять человек. В зале простонали. Никита Тимофеев показал известный ментальный трюк со стертыми числами на маркерной доске. Олег Усов снес яйцо. Михаил Тюменцев как всегда выступал в жанре современного искусства. Это чистый супрематизм. Это нужно видеть. Это все равно, что пересказывать «Черный квадрат» Малевича. Хотя, зачем его пересказывать, он же черный квадрат. Достаточно просто сказать: черный квадрат. Так и в данном случае можно сказать: «Михаил Тюменцев». Хотя лучше посмотреть. Уфф…

Из последних силу пишу про Гиома Донзо, который выиграл шоу «Момент» (или его кролик, который очень смешно распечатывал конверты, перегрызая их). А вот Гарри Мочадо (Куба) повезло меньше. На его выступлении звукоопертор ушел. С одной стороны, я его понимаю. Но помню, как в свое время он хотел уйти во время выступления Марка Оберона (тогда его остановили). В итоге Гарри включили такую музыку, что на современном молодежном языке это характеризуется концептом «ржака». На этом повествование обрывается, а третья часть будет посвящена нашим иностранным гостям и заключительным выводам.


Читать окончание...

  • 1
Большое спасибо за подробный отчет, за разбор моего номера (конкретного, далекого от восторженных обтекаемых откликов других коллег). Конечно, мой номер - разовый, больше его нигде не покажешь, но в дальнейшем можно помнить об ошибках и стараться избегать их при создании других номеров. Антон Козлов.

Спасибо, Денис Владимирович, и за подробный отчёт, и за тёплые слова в мой адрес. По поводу стихов, должен раскрыть большую тайну ))), мне помогал советами и идеями Андрей Николаевич Федоров, за что ему также огромное спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account