Очевидно, что каждый считает свое мероприятие в высшей степени важным и ответственным, будь то маленькая свадьба или масштабный корпоратив. Собственный праздник всегда наделяется особой значимостью. Да и сложно себе представить человека, который бы, позвонив, произнес: «Вы знаете, мероприятие у нас будет так себе. И люди будут не очень. Обычное мероприятие, ничего особенного».

В прошлом году на финале конкурса по информационным технологиям ПРОФ-IT’2013 Александр Селютин поделился похожей мыслью. По его признанию при автоматизации любой предметной области первое, что он слышит: «Вы знаете, наша сфера деятельности особая, не такая, как у всех. Она очень нестандартная. И вряд ли ее вообще можно автоматизировать». После чего, происходит анализ и процесс формализации задачи, и «нестандартная» предметная область становится классической для автоматизации.

Точно также и в event-индустрии. Любое мероприятие, в конечном счете, сводится к решению двух задач: обеспечить гостей ХЛЕБОМ И ЗРЕЛИЩАМИ. Все остальное плод капризов и креатива. Самая нестандартная тематическая свадьба, самый важный юбилей, самые-самые важныe VIP гости – все хотят на празднике двух вещей: ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ. Качественного хлеба и качественных зрелищ. Однако чрезмерные переживания заказчиков часто побуждают их вмешиваться в процессы, которые должны быть строго в компетенции исполнителей и подрядчиков. Например, в стремлении «сделать праздник лучше» можно так влезть в творческую работу ведущего и его сценарий, что запросто всё испортить.
В отношении фокусников тоже могут возникать ситуации, едва ли делающие выступление лучше. Например, часто звучит вопрос: «А какие фокусы вы показываете?». Это логичный и естественный вопрос. Более того, я бы сам его, пожалуй, задал, если бы приглашал фокусника. Но этот вопрос обычно настораживает фокусников. Во-первых, пересказывать фокусы занятие неблагодарное. Это все равно, что попытаться в трех предложениях пересказать три фильма. Во-вторых, некоторые фокусники уже обожглись, позволяя заказчикам выбирать фокусы, что приводило к уродованию программы. Поэтому фраза: «Нам нужен список ваших фокусов, чтобы мы могли выбрать», особенно, когда это произносит молодой менеджер, которому доверили организовывать праздник, вводит фокусников в состояние глубокой фрустрации.
Не редко можно услышать и такую фразу: «Поскольку у нас на празднике будут очень серьезные люди, то давайте там без всяких шуток. По минимуму общение с гостями, они очень важные, не стоит подходить к ним и беспокоить их. Мы вам даже покажем те столы, к которым лучше вообще не подходить. Лучше без интерактива, что-то под музыку, ненавязчиво».

Раньше я покорно выполнял эти рекомендации, наблюдая, как уныло грустит VIP-публика. И порой хочет, чтобы с ней общались. Но перепуганные менеджеры запретили это. «Зажатый» ведущий, прозомбированные артисты, работающие в четверть голоса, и в итоге, праздник превращается в грустный поминальный ужин. Важные люди еще больше скучают, а последняя их надежда развлечься, отдохнуть, расслабиться, убита пугливыми инструкциями перестраховщиков-организаторов.
Люди вне зависимости от их статуса и принадлежности к VIP-сегменту хотят и любят качественно развлекаться. Безусловно, качественно – не означает скакать в мешках и втыкать зубочистки в яблоки. Деликатный юмор, импровизация, интересное общение с гостями, в том числе и здоровая доля эпатажа, провокаций – вот непременные атрибуты любого хорошего эстрадного шоу.

Опасения организаторов можно понять. Скорее всего, им когда-то доводилось видеть выступление плохих артистов, плохой юмор, пошлость со сцены, неумение общаться с аудиторией. Поэтому и хочется перестраховаться. Но зачастую такие ограничения неадекватны и убивают праздник. И вот тут нужна инициатива артиста. Нужно нарушать эти установки, действовать в соответствии со своим профессиональным чутьем, опытом.
Например, когда я слышу пожелания, чтобы не было интерактива, «никого не трогать» и «без всяких там шуток», я утвердительно киваю головой, а уже выйдя на сцену, смотрю на реакцию зрителей, и если вижу живой интерес к фокусам, незамедлительно начинаю общение с публикой. С юмором и интерактивом. И после концерта всегда потом слышу: «Ой, так здорово! Мы сначала боялись, когда вы вызвали председателя правления на сцену. Ну, слава богу, все обошлось, всем понравилось». А этот председатель правления сам выскочил на сцену и да еще и не хотел с нее уходить.

Поэтому опытные артисты всегда вежливо и внимательно слушают наставления заказчиков, машут понимающе головой, а потом действуют по-своему, исходя из многолетнего профессионального опыта. И никогда не ошибаются. И, конечно, нужно стараться исключать всякую возможность вмешательства заказчика в творческий процесс, программу, особенно на уровне «скиньте список фокусов, мы выберем».
Во-первых, профессиональные фокусники имеют большой репертуар и даже несколько программ, и в зависимости от условий выступления, внешних факторов набор фокусов может меняться (даже в ходе выступления). Например, можно парировать чью-то реплику фокусом, можно наоборот убрать фокус из программы, хотя он и готовился заранее. Сложно объяснить заказчику, что если идет дождь и земля мокрая, то рутинку Табари с наступанием ногой на веревку лучше заменить на разрезание и восстановление. А при сильном ветре любая левитация может обернуться поломкой реквизита и диким срамом. Оценив расположение зрителей, часть трюков может быть заменена на более подходящие для обзора. А если принимать во внимание настроение публики, настроение ведущего, то программа может сильно корректироваться, и предварительный отбор фокусов заказчиком сводит на нет все эти возможности оптимизации программы.

Перед каждым выступлением я заглядываю в зрительский зал, смотрю на публику, рассматриваю лица, настроение гостей, атмосферу зала, расстановку столов, свет и улавливаю еще пару десятков факторов, которые мне никто никогда не сможет передать словами. Даже если скажут заранее, где будут сидеть Москалев, Воробьев и Пронин. Поэтому каждый фокусник до начала выступления смотрит в зал, оценивает обстановку, и в случае необходимости, корректирует программу.
Второй причиной, по которой нельзя доверять зрителю (заказчику) выбирать фокусы является невозможность адекватного описания трюка, его ценности, сущности. Если написать «Комический фокус с исчезновением платочка», то многие испытают рвотный рефлекс и вычеркнут этот трюк. Но если вспомнить, как старший Акопян рвал зал этим платком, то такое вычеркивание только лишит зрителя хорошего фокуса. Или, например, любая попытка описать «Фокус с веревкой» для следующего номера будет едва ли возможной.
Мне известна история, как однажды, фокусник Рафаэль Циталашвили решил проучить любителей выбирать фокусы. Он предоставил список и увеличил цену вдвое. Первым номером, выбранным заказчиком, было «исчезновение невесты». Для этого Рафаэль пригласил невесту на сцену, попросил всех в зале закрыть глаза. Спросил: «Вы видите сейчас невесту?». Все хором ответили: «Нееет!». Тогда Рафаэль торжественно объявил, что невеста исчезла, но как только все откроют глаза, она появится снова. После чего добавил: «Я не хотел показывать эту глупую иллюзию, но ее очень сильно просили показать организаторы». И увидев ужас в глазах выбирателей фокусов, продолжил уже свою нормальную программу.
Каждый раз, когда я соглашался на то, чтобы заказчик выбирал трюки из списка, я жалел об этом. И испытывал на сцене чувство беспомощности и упущенных возможностей. Фокусники – не позволяйте заказчикам выбирать фокусы! Выбирать фокусы – это все равно что диктовать художнику, какими красками пользоваться в работе.