?

Log in

No account? Create an account
фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Чемпионат мира по фокусам FISM 2015 (Часть первая)
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Летом 2015 года в г. Римини (Италия) состоялся 26-й чемпионат Мира по фокусам FISM2015. Как гласил рекламный слоган «The Best FISM ever». Несмотря на то, что многим не понравилась сама организация мероприятия (были задержки начала гала-шоу, иногда не включали проекционные экраны, слишком много внимание было уделено ТВ-съемкам и пр.), все же отмечу, что на мой взгляд организация была вполне удовлетворительной, особенно принимая во внимание количество аккредитованных участников (зал на 3000 чел. забивался полностью).

Гала-зал

Отвечу сразу на интересующий многих вопрос: сколько стоит поездка на FISM? Мне поездка обошлась в 200 тыс. руб. Половина суммы ушла на аккредитацию (650 евро) + авиабилеты, визу, гостиницу (11 дней). Еще 100 тыс. я потратил на питание и мелкий реквизит. Если отдыхать на широкую ногу, хорошо закупаться реквизитом, то можно уронить и десятку тысяч евро. Но по любому без 150 тыс. руб. в кармане вряд ли получиться съездить.

Цены на реквизит высокие. Скажем так, все московские магазины фокусов могли бы конкурировать по ценам. Очень много было представлено электроники для самых разнообразных задач.

Наушник

Кроме электроники, иллюзионных коробок, расходных материалов и мелкого реквизита, в двух точках продавалась одежда и обувь. Черно-белые ботинки – 190 евро, и продавец не хотел уступать цену даже в последний день. Однако другие продавцы в последний день были более сговорчивы.

Черно-белые ботинки

Почти у всех фокусников развит иллюзионный шопоголизм. У каждого дома есть шкафчик (или комната), где хранится реквизит, неиспользуемый годами. И при этом все время хочется купить что-то новое. У Юрия Сергиенко это замаскировано под магазин фокусов, но даже он всегда готов закупиться еще. Дэвид Стоун на своем семинаре пошутил: «Вы обязательно должны купить у меня эту вещь и положить ее к той куче нераспечатанного реквизита, что у вас уже есть». В первый день я загорелся купить пиджак за 300 евро.

Необычный пиджак

Однако на пути встретил Влада Кривоногова, который отговорил меня от покупки. Это напоминало сцену, когда профессор Преображенский увидел на Шарикове галстук ("Откуда у вас эта мерзость?"). Влад сэкономил мне 300 евро, ибо я находился в одержимом состоянии. Позже я сам отговаривал коллег, когда видел проявления нездорового шопоголизама, и даже понял, что такие покупки носят характер ритуального культа. Когда ты покупаешь реквизит (особенно дорогой), то ты как бы приносишь жертву иллюзионному богу. Сразу возникает ощущение, что ты стал лучше, профессиональнее, ловчее, даже если реквизит не используется. Чем дороже покупка, тем дольше ты испытываешь это благостное чувство. Поэтому важен сам факт покупок и их периодичность.

Между тем рынок фокусного реквизита ничем не удивил. Большинство товара можно заказать через интернет, да и развалы на прилавках мало чем отличались от московских витрин мэджик-шопов. Разве что сфотографироваться можно было не с Катанским, а с Месикой. Но это не то, ради чего стоит ехать на FISM.

Автор тарантулы

А ехать стоит в первую очередь ради просмотра конкурсов, гала-шоу и семинаров (лекций). Анонс мероприятий был впечатляющим.

ФИСМ

Одним из главных фаворитов конгресса был Пол Дэниэлс (Paul Daniels). Я не ожидал, что в возрасте почти 80 лет можно быть таким ловким, остроумным и веселым. Бодрый старичок флиртовал с женщинами, много шутил на счет секса, остроумно отвечал на вопросы. Когда его попросили дать самый ценный совет для фокусников, он ответил: «Никогда не оставляйте деньги в гримерке». Многие его шутки я потом пытался безуспешно пересказывать, и вскоре убедился, что это невозможно. Не звучат его шутки в пересказе.

Еще больше я удивился, когда пробовал показывать видеозаписи с FISM. То, что казалось там ярким, фееричным, в записи вызывало скуку и вопрос: «И чо?». Я даже несколько раз оказался в неловкой ситуации, когда расхваливал кого-то, ставил запись и сам понимал, что это никак не смотрится в записи. Я не знаю объяснение этому феномену, но ощущения от просмотра на записи и живьем на FISM драматически разные.

На одном из гала-шоу Пол Дэниэлс показывал гильотину. Пригласив зрителя, он изобразил, что в гильотине что-то барахлит, потом нашел лишний болт, но успокоил зрителя, что у них есть страховка. Перед гильотиной он поставил ведро, сказав, что бывают разные случаи, после чего резко передвинул ведро назад за зрителя. Отличной хохмой было выставление кеглей впереди и каска на голову. Блестяще Пол Дэниэлс показал и свой классический номер с одной чашкой и шариком, вытащив мальчика на растерзание.

Paul Daniels

Иногда Дэниэлс сильно затягивал номера, но это была беда скорее некоторых самих гала-шоу, и без того затянутых. На лекции Пол Дэниэлс травил много баек, а в конце показал свою левитацию. Он выставил картонную коробку, попросил у аудитории нож. Нож нашелся у единственного зрителя, которого Пол тут же выставил как итальянского мафиози. Этим ножом он проткнул коробку со всех сторон, далее встал в эту коробку, прикрылся тканью и приподнялся в воздухе. После выступления все фотографировались с Полом, он напевал песни, непрерывно шутил. Я подошел к нему и сказал, что у меня есть отличная шутка для него. Пол как-то сразу насторожился.

Шутки для Пола Дэниэлса

Я предложил ему: когда он отдает нож зрителю, нужно попросить нож еще раз, достать носовой платок и начать тщательно стирать отпечатки своих пальцев. Пол Дэниелс ответил: «Уау, мне нравится это! Отличная шутка! Я часто использую другую шутку про нож, говоря, что это кредитная карта пуэрториканца. Но это – это отличный ход!». Как потом пошутила Катя Медведева: «Теперь в своем резюме ты можешь указывать, что пишешь шутки для Пола Дэниэлса».

Вторым любимцем публики был Дэвид Вильямсон. На семинаре он вытащил из зала скромного финского парня и принялся учить его правильной подаче. Каждые 10 секунд он прерывал его, говорил, что не так, пародировал, и потом показывал, как нужно делать правильно. Иногда это напоминало стиль Олега Медкова, который тоже может сказать: «Че ты встал, как башенный кран, руками машешь. Что за походка? Как ты вышел? Вот как ты выходишь». Вильямсон говорил и показывал всё то же самое. К концу тренинга мальчик уже говорил публике «Shut Up» и срывал аплодисменты. Однако во второй части семинара Вильямсон сдулся и не знал, что рассказывать. На шоу Вильямсон глотал иглы, пародировал фокусников и пугал криками хрупких девушек.

David Williamson

На гала-шоу «The Mysterious East» была интересная серия шуток от азиатов. Они постоянно вытаскивали на сцену человека в маске голубя. Шутка заключалась в том, что человека выдергивали из-за кулис разными способами, каждый раз имитируя реально существующие методы появления голубей. Не поленились даже сшить холдер с человеческий рост со всеми деталями в натуральную величину.

Голубь сизокрылый

Звездой этого гала-шоу был чревовещатель Samuel. Сначала он озвучивал куклу-тигренка, потом пригласил на сцену двух зрителей, полностью озвучив их диалог. Samuel умудрялся чревовещать даже когда курил сигарету! Это был лучший номер вечера.

Чревовещатель

В этот момент уже начали гонять с камерами, после инцидента с попаданием записи Ян Фриша на YouTube. Странно, что до этого инцидента все лояльно относились к записи, и записывать можно было чуть ли не с треножника. Ситуация резко изменилась, стали ходить мышцатые дядьки, выводить из зала и требовать, чтобы все стерли. Сразу же везде появились плакаты, что съемка запрещена.

На первом гала-шоу выступали легендарные фокусники Silvan и Finn Jon. Silvan уже был не тот, во всяком случае в манипуляции картами. Делая скидку на возраст и былые заслуги, зал очень долго ему аплодировал стоя. Мне больше понравилось выступление Финна Джона. У него тоже что-то не получалось, часто лопались мыльные пузыри, но он держался настолько мастито и харизматично, что не вызывал никакого чувства жалости, как это иногда бывает по отношению к артистам преклонного возраста. Он вызывал восхищение, трепет и желание быть похожим на него в старости.

Финн Джон

Вообще говоря, эта компания старичков, Пол Дэниелс, Финн Джон и Сильван, показали, что они еще могут потеснить молодых фокусников, а сам жизненный цикл фокусника не такой уж и короткий, как может показаться. Из гала-шоу хочется особо отметить также выступление Marco Zoppi с мыльными пузырями. Я даже не представлял, что такое можно вытворять с мыльными пузырями в принципе. Своей фамилией Marco как бы намекал, где находятся все его конкуренты.

Мыльные пузыри

Одного из выступавших в Close-up шоу Дэвид Стоун представил как "что-то среднее между Санта-Клаусом и Карлом Марксом". Это был Eugene Burger.

Юджин Бёргер

Eugene Burger прочитал лекцию с интригующим названием: «Что я хотел бы изменить, если бы я начал все сначала». Ответы сводились к следующим положениям: сделал бы номер под музыку, стал бы чаще говорить «нет», нанял бы директора и показывал бы все медленнее. Каждый тезис сопровождался множеством примеров. Но в целом, это были известные уже всем фокусникам истины. Вообще говоря, многие лекции сводились к величавым разговорам на тему «важна подача, а не техника», «не бывает плохих фокусов», «будьте сами собой» и подобных откровений.

Сильно разочаровала лекция Ури Геллера. Может и наивно было ожидать чего-то полезного, кроме напутствий «Думайте позитивно!», но было интересно, что Ури расскажет именно фокусникам. В течение двух часов Ури рассказывал истории о себе («где у него кнопка», все время думал я), своем трудном детстве, показывал газетные вырезки, советовал чаще визуализировать, вкладывать деньги в себя, в свой имидж. При этом сам Ури был странно одет, расхаживал в каких-то горнолыжных кроссовках и своими вкрадчивыми интонациями напоминал больше мошенника на доверии.

Ури Геллер

Через полчаса фокусники начали постепенно покидать лекцию, иногда с усмешкой подмигивая тем, кто остался. Те же, кто остался, почти все кинулись в конце фотографироваться с легендой.

Ури Геллер

Как отметил Свят Костюк, все-таки Ури Геллер – это гениальная личность. Не умея делать руками ровным счетом ничего, ничего по сути не показав, он буквально на одном эффекте сделал себе имя, карьеру, славу и миллиардное состояние. Об этом же феномене говорил ранее и Александр Чар на собраниях РАИ.

Дэвид Стоун выступал с лекциями, а также вел шоу, показывая трюки. Его программа не сильно изменилась, добавилось 3-4 шутки, но почти все-то же самое можно было видеть на конгрессе РАИ 2013. На утренней лекции в субботу Стоун был явно злой и не выспавшийся. Но смотреть его все равно было интересно, а реквизит у него сметали, как горячие пирожки.

Торговля реквизитом

После семинара я рассказал Дэвиду историю, как однажды, он сохранил семью одному фокуснику. Когда жена нашла в его кармане презервативы, тот объяснил, что изучает семинары Стоуна, использует их в работе и в подтверждение даже показал его обучающее видео. Стоуна весьма приободрила эта история, и он даже пообещал рассказывать ее в виде шутки на своих лекциях.

В один из дней на FISM устанавливался мировой рекорд Гиннесса по наибольшему количеству выступавших фокусников. Каждому, кто зарегистрировался, давался порядковый номер и возможность выступить.

Выступление на ФИСМ

Поскольку это была моя «единственная в жизни возможность выступить на FISM», я зарегистрировался под номером 66, и засветился в компании с Soma, Tony Binarelli, Otto Wessely, Christian Schenk, Юрием Мончаком, Русланом Иванченковым, Максимом Котовым и человеком, похожим на фокусника Александра Винокурова.

Фокусник Винокуров

Первые три дня в малом зале шел конкурс в номинациях карты, салонная магия и микромагия. От сильного состава конкурсантов кружилась голова и возникало недоумение, как можно судить, выбирать лучших при таком мощном составе участников. Почти у каждого выступающего была своя «коронка», «фишка». По меткому выражению Виктора Реннера, конкурс напоминал уже большой спорт, где в забеге разница на финише составляет какие-то доли секунд. Кстати говоря, председателем жюри была Екатерина Медведева.

Расскажу о тех номерах, которые запали в душу. Mickey Wong (Гонконг) сделал свое выступление в стиле лекции о том, что такое иллюзия, отвлечение внимания, снабжая рассказ наглядными примерами. Его шапочка превратилась в шарик, шарик оказался нарисованным, потом он превратился в настоящий. Появился галстук, который тоже в последствии оказался нарисованным. Финальной иллюзией стало то, что Mickey скинул с себя пиджак и вместо белой сорочки все увидели его торс, выкрашенный в белый цвет. Такой способ подачи материала мне напомнил сольные выступления Алексея Пивоварова, который любит иллюстрировать свои лекции фокусами.

Тайванец Horret Wu устроил манипуляцию с большими картами, которые не помещались в коробочку, превращались в стандартные карты, меняли свое значение. Как в технике, так и в манере чувствовалось влияние Леннарта Грина. Номер занял первое место в номинации «Карты».

Чемпион магии

Henry Harrius (Гонконг) показывал фокусы с кубиками Рубика. В финале он попросил зрителя задумать любого известного человека, рядом стояла мозаика, состоящая из кубиков Рубика. Один кубик он вытащил из этой мозаики, отдал зрителю и попросил покрутить. Зрителем был назван Стив Джобс. Henry Harrius взял тряпку, протер ей мозаику, в итоге появилась картинка-мозаика из кубиков с лицом Стива Джобса. Не хватало лишь одного элемента. Взяв кубик из рук ассистентки, он вставил его, картинка сложилась полностью, как паззл. Номер занял третье место в номинации «Салонная магия».

Когда выступал Shin Lim (Канада) мне захотелось уже ущипнуть себя. Вначале он сделал две достаточно заметные подмены, и внимание притупилось. Но потом начались какие-то невероятные эффекты, похожие на фотошоп. Подписанная карта появлялась у него дважды то во рту, вместе с дымом. Другая подписанная карта находилась в полиэтиленовом пакетике и тоже поменялась на глазах. Shin Lim мог бы стать лицом демотиватора «Теперь ты видел все». Неудивительно, что он занял первое место в разделе «Карты».

Shin Lim

Woody Aragon (Испания). Очень темпераментно, экспрессивно работал с картами, развлекая зрителей за столом. Даже когда вышло время, он продолжил еще секунд 10 завершив эффект. В кулуарах потом ходили обсуждения, дисквалифицировали его или нет? Шон Фаркуа высказал предположение, что эти секунды ни на что не повлияют, особенно учитывая его запредельные выкрутасы с картами. Однако, видимо, влияют.

David Pricking (Германия) занял второе место в номинации «Микромагия» (первое место не присуждалось), показав вариант «Матрицы» с монетами и картами. Сначала казалось, что объяснить происходящее можно только секретами в коврике или столе. Но во второй части David снял скатерть, стол оказался прозрачным, и он продолжил перемещение монет. Монеты и даже часы появлялись в его руках совершенно фантастично.

Очень раздражало, что во время выступлений некоторые зрители достаточно нагло ходили вдоль рядов, мешая просмотру. Просто поразило такое отсутствие культуры. Выступает артист, в этот момент, не дождавшись окончания номера, какой-нибудь жирный мужик в шортах мог спокойно идти вдоль рядов и искать себе место. Порой хотелось его остановить и грубо объяснить, что он мешает и артисту и зрителю. Но ходоков было много. Странное проявление европейской культуры.

Вся русскоговорящая публика ждала выступление Виктора Реннера (Германия). Виктор выступил достаточно хорошо (во всяком случае, я не заметил никаких ошибок). В начале выступления была некая точка, когда зрители должны были зааплодировать, но этот момент прошел как-то скомкано, и мне показалось это немного расстроило Виктора. Позже ему стали хлопать бурно, некоторые зрители аплодировали стоя, но видимо слишком большая концентрация магии была в тот день. Люди уже не знали чему удивляться и как реагировать. Это как если обожраться торта, а потом тебе выносят вкуснейшее пирожное. И ты понимаешь, что оно может еще вкуснее, но ликования уже нет. Поэтому у меня сложилось ощущение, что номер Виктора немного недооценили, но в то же время было ощущение, что он мог выступить еще лучше.

Вот финальные результаты с баллами во всех номинациях.

Результаты в микромагии

ФИСМ"

FISM

Результаты FISM


  • 1

Влад Кривоногов

(Anonymous)
Хочу добавить к столь содержательной и емкой статье,что наша жизнь состоит из воспоминаний.И потратить 1500-2000€ на ФИСМ,не является супер-растратой для человека любящего магию.Тем-более следующий ФИСМ будет проходить в Корее,а это будет на порядок дороже.Очередное "спасибо!" Денису, за замечательный рассказ!

Денис, бдагодарю, за столь интересный и подробный рассказ! Будьте так добры, сколько дается время для выступления? А что так Савенков взял так мало баллов?

Edited at 2015-07-31 09:14 pm (UTC)

По правилам FISM выступление должно быть не менее 5 минут и не более 10 минут. На 9-й минуте загорается предупреждающая лампочка. Если артист не укладывается в 10 минут, его дисквалифицируют. Что касается Вадима Савенкова, то мне кажется, его оценили вполне адекватно по баллам. Если учитывать, что первого место никому не присуждали, а наибольший балл был 76,44, то 63,22 Савенкова не так уж и мало.

Edited at 2015-07-31 09:38 pm (UTC)

Статья очень интересная , спасибо!
Были какие- нибудь выступления с масштабными иллюзионами ?

Да. На гала-шоу с крупными иллюзиями выступал Franz Harary, а также было масштабное выступление коллектива Magic Utopia. Кроме этого были конкурсанты в номинации Stage Illusion.

  • 1