vlasovdenis (vlasovdenis) wrote,
vlasovdenis
vlasovdenis

Category:

Феномен Листопада

Есть один интересный фокусник, про которого я давно хотел написать статью. Про него ходит наибольшее количество легенд, слухов, каких-то фантастических историй. Его не ненавидят и обожают. Его гонорары вызывают недоумение и восхищение. Если спросить любого официанта в Москве: «Кто из фокусников у вас выступал и кто больше всех понравился?» – чаще всего прозвучат 3-4 фамилии, среди которых обязательно будет Сергей Листопад. А это значит, что народная любовь у этого артиста есть. Итак, встречайте – Серей Листопад!

Листопад


Жизнь Сергея уже похожа на фокус. Представьте, жил был простой дядька, увлекался фокусами как хобби, очень любил карты, но всю жизнь работал в сфере торговли (продавал автозапчасти). И вот жил он так до 40 лет, пока судьба его резко не изменилась. Как говорит сам Сергей: «Можно сказать, я только начал жить с 40 лет» (это, кстати, для тех, кто волнуется насчет своего возраста). А все началось с того, что один из его друзей решил подшутить – отправил заявку на участие в программе «Минута Славы» от имени Листопада.

Надо сказать, что сама программа «Минуты Славы» для фокусников является какой-то проклятой. Очень уж мало артистов оригинального жанра смогло успешно там выступить. Телевидение (тем более в таком жанре) больше ждет ошибок от фокусника, а иногда и помогает их создавать. Иначе не будет повода членам жюри отпускать едкие комментарии. Таков закон ТВ-жанра: шоу интереснее, когда есть конфликт. И тут в 2010 году в одном из выпусков появляется никому неизвестный мужик, начинает можно сказать самоуверенно показывать фокусы в эдакой дворовой манере, не похожей на классическую эстрадную подачу. И вы знаете, это понравилось.



Но не понравилось фокусникам. Что за выскочка? Где образ, что за речевое сопровождение, где костюм, что это вообще за «колхоз»? И это только малая часть замечаний, которые вменялись Листопаду. Если честно, я и сам тогда воспринял Сергея критически. Казалось, еще один случайный человек лезет в профессию, накупив реквизита. В то время многие смелые, но криворукие выпускники тренингов по фокусам уже начали массово облеплять сцену, как поганки. Молодой наглый малограмотный бездарь – бич современной сцены.

Все же у Листопада было как минимум два отличия. Во-первых, он вырос из пубертатного периода, и во-вторых, объявил недетский прайс за свои фокусы, сначала в три, а потом и в 5-10 раз превышающий гонорары профессиональных артистов. Естественно, это не могло не раздражать. Кто-то годами репетирует, работает над образом, проходят годы творческого поиска (иногда безрезультатные), а тут бац – появляется «мужик с улицы», который лупит цену в пять раз больше твоей и просто показывает набор фокусов. И ведь его зовут! Зовут! И звать его уже начинают известные политики, звезды эстрады, миллионеры, чиновники самого высокого ранга и президенты.

Медведев и фокусы

Листопад не теряется, прёт, как танк. И вот его гонорар уже ставит в тупик ведущих, становится предметом обсуждения всех концертных агентств. «Вы слышали, сколько берет Листопад? Да это больше моей месячной зарплаты» раздается резонанс во всей шоу-бизнес тусовке, и это производит ошеломительный рекламный эффект. Фотографы, видеооператоры, ведущие, артисты – все наперебой рассказывают о Листопаде, он везде! Пока перемывают ему кости, уже висят афиши Листопада вдоль Рублево-Успенского шоссе. Даже таксисты знают, что он выступил в каждом доме на Рублевке.

Артисты

Помню, звонит мне один известный московский ведущий, задыхается и кричит в телефон: «Кто такой Листопад? Что это было? Кто это вообще?». Я начинаю рассказывать, он тут же прерывает: «Попросил представить его как любимого фокусника президентов Путина и Медведева! Понтов нагнал! Показал пять фокусов, получил в пять раз больше меня и уехал!». Я тогда посмеялся, но спросил между делом: «А фокусы-то он хоть хорошо показывал?». Ведущий был вынужден признать: «С публикой он умеет общаться. А фокусы такие же, как у всех».

Листопад фокусов

Прошел год и теперь этот же ведущий советует: «Если есть деньги – берите Листопада. Если нет – будем думать, выбирать». Более того всем фокусникам он рекомендует: «Берите пример с Листопада, смотрите, как он общается, как держится, как показывает фокусы. Вам есть чему у него поучиться». Разумеется, к мнению профессионала нельзя не прислушаться. Я стал анализировать феномен Листопада. В чем секрет его успеха? За что его так любит публика? Может его кто-то продвигает или на него работает целая команда пиарщиков?

Познакомиться с Сергеем не составило труда, да и сама судьба свела нас, можно сказать, лоб в лоб. Однажды пригласили нас обоих выступить на специфическом празднике для грузинских авторитетов. Публика сложная, кавказский темперамент, свои традиции. Ведущие бегают, суетятся, весь персонал ресторана поднят на уши. Минут двадцать меня не могли выпустить на сцену, поскольку шел длинный грузинский тост, который нельзя прерывать. Только ступаю на сцену, тост продолжает другой человек. И так 5-6 раз.

Грузинский ресторан

Через какое-то время я начал показывать фокусы, но чувствую, публикой не завладел. И точно – через пять минут кто-то встает, поднимает бокал и начинает произносить тост, прямо во время выступления. Мне делают знак, что нужно закончить и виновато объясняют, мол, такая публика, сложная, не расстраивайтесь. И тут узнаю, что следующим выступает Сергей Листопад.

Стало интересно посмотреть, что будет, как он поведет себя в этих условиях. Так вот, я вам скажу, Листопад с первых секунд завладел вниманием зала. Сначала он буквально приказал: «А ну-ка все выходим ко мне, подходим ближе! Сейчас я вам покажу такое, что вы охренеете. Кто скажет, как я это делаю – плачу 30 тыс. евро. Если через 5 минут никто не выругается матом от удивления, полностью возвращаю гонорар». Эти и подобные реплики Листопад произносил командным голосом, поэтому, к удивлению, все стали подчиняться, вышли из-за столов и окружили артиста.

Фокусы

То, что увидел я дальше, заставило меня не только удивиться, но впоследствии многократно обсуждать увиденное с коллегами, размышлять и анализировать. Листопад, если можно так выразиться, держал аудиторию за яйца. Минут тридцать. И не отпускал. Он очень вольготно общался, причем это сходило ему с рук из-за какой-то сверхнаглости, уверенности в себе. Я даже отметил, что если бы наглости было хоть чуть-чуть меньше, его бы застрелили, но тут… авторитеты смеялись над его хохмами и восхищались!

Фокусник Листопад в окружении зрителей

Если оценивать технику исполнения фокусов, то ее просто не было. Все фокусники тренируют пальмирование (незаметное удерживание предметов в ладони), так вот Листопад просто держал монету в кулаке и никто ее не замечал! Вбиваемая пробка от бутылки отскочила на пол, Листопад шустро подхватил ее, вбил повторно в бутылку, да так, что зал взревел!

Позже ко мне подбежали возбужденные ведущие: «Денис, ты видел это?! Ты видел, что он творит?! Ты так можешь?». Я уверенно ответил: «К сожалению, так я не могу». Еще свеж в памяти был собственный провал, и в то же время я воочию наблюдал торжество Листопада на сцене. Даже те, кто скептически бросал на него взгляды в гримерке, сейчас уже смотрели с горящими от восторга глазами. Персонал ресторана перестал работать, все собрались смотреть. Ведущие, которые видели, пожалуй, всех артистов, не понимали, как фокусник может так взбаламутить сложную публику, управлять ей, вызвав буквально ажиотаж.

Фокусник Сергей Листопад

Уже после выступления мы сели с Сергеем за отдельный стол и разговорились. Оказывается, никто его не продвигает, все он делает сам. Были попытки сотрудничества с продюсерами, но они не увенчались успехом. Востребованность большая, поэтому Сергей трижды пытался взять помощника-ученика, обучить его полностью своей программе, однако организаторы каждый раз потом просили никого больше не присылать вместо себя. И я прекрасно понимаю почему. Той харизме, которая есть у Листопада, его манере показывать фокусы, невозможно научить. Люди любят и смотрят не фокусы, а фокусы в исполнении Сергея Листопада. И это правило должно работать по отношению к каждому хорошему артисту. Поэтому, как бы пафосно не звучало: искусство невозможно клонировать и масштабировать!

Действительно, Сергей Листопад мало похож на кого-либо из фокусников. Мне известны попытки его копировать, но они никогда не приносили успеха. Более того, многие пробовали его стратегию выхода в ВИП-сегмент, но в результате оставались без работы. Помню, я и сам решил попробовать метод шоковой терапии «а-ля Листопад». Звонит мне постоянный заказчик, я уверенно так, сжав кулаки, произношу: «двести пятьдесят тысяч». На том конце провода смех: «Ну, хватит дурака валять, серьезно, сколько?». Я пытаюсь объяснить: «новая программа, новая стратегия, все новое, работаю только на ВИП-сегмент». В итоге заказ за меня отработал Александр Шальнев.

Из каких составляющих сложился успех Листопада? В чем его феномен? Вот несколько пунктов, которые я смог определить:

1. Харизма. То, чего нельзя купить, нельзя «нарепетировать». Это сама сущность человека, его внешность, речь, движения, манера общения и образ мысли, привычки, юмор. Из этих составляющих удачно сложился концертный образ Листопада как «рубахи-парня», «своего мужика», и этот образ оказался удивительно востребован на всем постсоветском пространстве. Более того, в образе Листопада есть «отголоски 90-х», а многие успешные люди вышли именно из того времени. Поэтому Листопад для них свой человек, говорящий на понятном языке, а следовательно, ему можно доверять, он серьезный фокусник, не лох. Итак, нужный образ, в нужное время, в нужном месте.

Фокусник из 90-х

2. Кто бы со мной ни спорил, но Сергей Листопад умеет хорошо управлять вниманием. Хорошие навыки отвлечения внимания с лихвой компенсируют любые недостатки его техники. Умение «забалтывать» позволяет Листопаду не париться, как и каким способом держать монетку, поскольку ее все равно никто не видит. P.S. Стоит отметить, что по признанию Сергея только сейчас он научился показывать фокусы. Поэтому в настоящее время его вряд ли уже удастся упрекнуть и в отсутствии техники.

3. Репертуар Сергея состоит из коротких ясных фокусов (ясных по эффекту). Каждый трюк в его программе может быть пересказан одним предложением. Например: пробка в бутылку, сигарета в пиджак, купюра в лимоне и т.п. Кстати, об этом требовании говорили еще классики жанра Д. Вернон и Д. Ортиз: «Зрители должны на 100% понимать, что произошло. Но понимать, что это невозможно».

4. Предпринимательский талант и большой опыт работы в торговле позволили С. Листопаду безошибочно себя позиционировать и продавать. Как любит говорить Сергей: «торговля – это вся моя жизнь». Фокусники могут быть благодарны Листопаду за то, что на своем примере он показал, как можно двигать вверх ценовую планку гонорара. Тот потолок, который существует, лишь условность, и его можно пробить!

5. Сергей Листопад «умеет дружить». Есть два подхода к отношениям «артист – зритель». Первый и наиболее распространенный (классическая модель) – между артистом и зрителем должен быть барьер. Артист – это нечто особенное, недоступное, необычное, праздничное, всегда по другую сторону от публики. Этот барьер искусно выстраивается границей сцены, дорогим костюмом, невозможностью, к примеру, зайти в гримерку или позвать артиста сесть за общий стол.

Есть и второй подход – граница между артистом и зрителем намеренно стирается. Например, некоторые современные фокусники всем своим видом показывают, мол, мы такие же простые люди, так же одеваемся, так же говорим, нет никакого различия между нами, нет фальшивого театрального пафоса, но… НО – мы умеем делать невероятные вещи… И это может усиливать эффект. Например, увидев дяденьку в смокинге и цилиндре, всегда можно предположить, что в рукаве у него припрятан голубь, а в шляпе утрамбован кролик. В то же время появление голубя у мужика в косухе становится более неожиданным и производит больший эффект (вспомните хотя бы успех фокусника Darcy на «Шоу талантов»).

Фокусник из шоу Талантов

Не берусь судить, какая из этих двух моделей отношений правильнее, вопрос дискуссионный (много копий было сломано в спорах на эту тему), но отмечу, что Сергей всегда старается быть ближе к народу, по-свойски общается со зрителями, стирая все границы, часто дружит с заказчиками, то есть всегда налаживает не только деловые, но и дружеские отношения. В этом плане (как и в плане обновления программы) подход Листопада близок к подходу известного канадского фокусника Шона Фаркуа. Вот вам главные секреты обоих:



Завершить статью мне бы хотелось небольшим штрихом. Несмотря на то, что Сергей Листопад – авантюрист, артист, умеющий считать и просчитывать, у него открытая душа и доброе сердце. Он прекрасно знает, что про него говорят, знает, как неоднозначно к нему относятся коллеги. Однажды, я гостил у него в загородном доме, и он провел меня на второй этаж. Весь второй этаж его большого дома забит реквизитом. Реквизитом, с которым он никогда не работает. Это напомнило мне магазин фокусников. «Зачем тебе столько?» – поинтересовался я. Ответ Сергея удивил: «Если я вижу, что наш фокусник продает реквизит, я часто покупаю, чтобы его поддержать финансово. Что-то потом раздариваю, что-то остается лежать».

Все правила достижения успеха хорошо известны человечеству. Есть масса книг «как заработать миллион долларов», только количество миллионеров с выходом этих книг не меняется. Препарирование и анализ деятельности Сергея Листопада (впрочем, как и любого другого успешного фокусника) навряд ли приведет к росту благосостояния или количеству хороших фокусников. Ну узнаете вы десять секретов Дэвида Стоуна, прочтете даже диссертацию о нем. Все равно Стоуном вам не стать… Также, как и Листопадом. Какие бы тайны профессии не раскрывались. Но есть незаурядные личности, которые хочется понять, и о которых есть желание рассказать другим.

Калиостро
Tags: #ПремияTrick, Листопад, артисты, праздник, фокусник, фокусы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments