фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Обзор XVII Чемпионата России по фокусам в двух частях (Часть Первая).
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
В 2017 году исполняется 35 лет клубу фокусников МКФ-РАИ. Далеко не все профессиональные объединения могут похвастаться таким стажем. Уровень конкурсных номеров растет, люди активно приходят на конгресс, выступают, стараются, состязаются между собой (только в сценической магии почти тридцать участников). Я даже поймал себя на мысли: «а может и нет никакого кризиса отечественного иллюзионного жанра?» Есть просто его возвратно-поступательное развитие. Конкурсы интересные, лекции хорошие. Да, пару человек ходило с моноклем и говорило, что все не так, но в целом, думаю, никто не пожалел, что приехал. Несколько фокусников даже сказало «это было лучше, чем МФИ», на что Екатерина Медведева ответила «Для меня это высшая похвала».

Всемогусев

Конкурс по микромагии многим понравился больше, чем сценический. Я готовился к аду, жаре, мельканию карт, и был рад, что конкурс поставили в первый день. Сейчас отмучаемся, а потом все будет хорошо. Однако конкурс оказался лаконичным и отнюдь не утомительным. Глаза судьи Дмитрия Чирикова сверкали, как очки Берии, и он мне тихо шепнул: «если бы такие конкурсы были бы лет 10 назад, то я даже застремался идти наверное» (кокетничает). Критика предыдущих обзоров пошла на пользу – не было изобилия карт и сотен фраз «скажи стоп в любой момент». Реквизит участников разнообразен, идеи интересные, виден серьезный подход к делу.

Фокусник

Первым выступал Свят Костюк, прочитавший поучительную лекцию о том, что не нужно играть на деньги в наперстки. Самой сильной частью номера был финал с появлением пакетика травы для наперстков, который исчез ранее. К сожалению, сложилось ощущение, будто что-то не то происходит с поверхностью коврика. Я даже подумал, что какая-то гнида набрызгала WD-40 на коврик, чтобы «перерезать струну Паганини».

Виктор Торрето (Краснодар) показывал неплохую манипуляцию с монетами и картами, однако без музыки это смотрелось диковато. Номер как бы декларировал: «короче, ребза, я тоже фокусник, смотрите, вот так умею, вот такие дела делаю». И все такие хором: «Да, да, он фокусник, базара нет, видно, что работает». И в этом плане претензий к Виктору нет. Кстати, давно хотел написать памятку для всех, кто собирается на конкурс. Ответьте сначала на следующие вопросы:

Правила фокусника

Если вы ответили на все вопросы «Да», возможно вы не отнимите самое дорогое, что есть в жизни – время. Помните, как об этом говорил Илья Ларионов на лекции? Время трехсот человек, время и силы членов жюри и свое собственное время, которое никогда не вернется. Примечание: если вы Евгений Карелин, то допустимы ответы «нет» на все вопросы. Кстати, в этот раз Евгений Карелин счел, что его номер недостаточно хорош (просто талантлив, а не гениален), поэтому не стал выступать, но охотно показывал фокусы в кулуарах, унижая фокусников и делая им больно.



Вот Павел Бах всегда знает, зачем выходит на сцену. И зрители хорошо знают – сейчас будет весело. В этот раз Павел вышел под запоминающийся мотив песенки со словами «Павел, Павел, Павел, Павел Баааах». Надо сказать, эта песня стала гимном конгресса. Как и крики Ильи Ильина из зала «Чевооооо?». Все постоянно пели эту песню, а когда видели что-то интересное, хором кричали: «Чевооооо?!».

Иллюзионист СПб

Выступление Баха было смешным. В нем и загадка, и юмор, и фрик-экшн. На снимке вы видите, как Павел Бах читает мысли через специальное устройство – фиолетовый вантуз, который вскоре был сорван резким движением руки под вопль смеха. Далее вышел молодой парень из Малоярославца Александр Земченков. Еще год назад он нерешительно спрашивал, какие фокусы лучше учить? И тут вдруг такое качественное изменение! Матрица с монетами на столе, эффектное появление крупных монет. Все чисто, без засветок. Когда я выразил Александру свое восхищение, что он так быстро вырос, а ведь совсем недавно стал заниматься фокусами, он обиделся на слово «недавно». Ведь ему уже целых 20 лет, а мне всего лишь 41. И у меня еще все впереди.

Фокусник из Малоярославца

Когда Александра поздравляли со Вторым местом, я увидел, как Виктор Ренер по-особому жмет ему руку. Подслушав, что они общаются по скайпу, кажется, я догадался, на каких стероидах так быстро вырос мальчик. В принципе, если Ренер просто посмотрит на любого фокусника, тот сразу выпрямляет спину, а здесь шла совместная работа. Казалось, что выступление Земченкова было лучшим (и уж точно призовым), пока не вышел Александр Шишук (Барановичи, Белоруссия, как всегда поправляет Юрий Мазуркевич).

Председатель Минского клуба фокусников

Кстати, ударение правильно делать на втором слоге: БарАновичи. Давайте запомним, БарАновичи, БарАновичи, БарАновичи. Что-то мне подсказывает, что в будущем этот город еще не раз прославится успехами в фокусах. Александр Шишук исполнил номер «утро в офисе». Просыпается клерк, хочет попить чайку, из воздуха достает чайную ложку, чайник с кипятком, заваривает чай (мне реально захотелось попить чайку в этот момент). Превращения очень зрелищны и красивы. Я потом долго пытал председателя минского клуба фокусников, откуда такой реквизит у Александра, идеи, кто его учитель? Юрий Мазуркевич сказал так – у Александра Шишука золотые родители, которые сами помогают ему придумывать и изготавливать реквизит. Отец, хоть и не фокусник, но инженер, поэтому изобретает любопытные устройства и реквизит. Даже несмотря на то, что в конце номера Александр стал нервничать, он совершенно заслуженно получил Первое место в номинации Микромагия.

Фокусник из Беларуси

Дальше возникло ощущение, что началась программа «Вечерний Ургант». Задник такой же, только вел программу Сергей Голуб. Его бархатный голос я бы назвал «мечта ведущего». Сергей показал вроде бы стандартный фокус с картами, но в конце ожидала неожиданная развязка – все карты оказались разложены по порядку. Отлично зашла первая шутка про Братьев Сафроновых. В какой-то момент я заподозрил, что шутки писал Монжосов (к тому же оба из Пензы), но Сергей настоял на своем авторстве. С шутками на тему Сафроновых был перебор. В юморе очень важно знать меру. Кстати, колкими были не только шутки. Сергей проколол себе по-настоящему иглой ладонь, подсоединил шприц и пропустил через руку жидкость. Многие морщились и отворачивались, и по всей видимости, именно такого эффекта добивался Сергей.

Иван Гусев (Сочи), он же Всемогусев, тоже много шутил, одаривал членов жюри чурчхелой, остроумно импровизировал. Несмотря на то, что первый его фокус не получился (в момент кульминации телефон оказался недоступен), публика очень тепло его воспринимала и смеялась. Тот случай, когда человек с первых секунд завладел залом и зашли ВСЕ шутки. Видно, что Иван имеет ощутимое всемогусество в юморе перед другими артистами.

Всемогусев

Через некоторое время Иван вернулся на сцену и показал еще один номер комической магии с уменьшающейся колодой. Я услышал обрывок фразы из зала: «Да ты посмотри на него! Я думаю он в Сочи неплохо чешет». Владимир Григорьев (Воронеж) завоевал Третье место, демонстрируя сборку игральных кубиков в стакане (dice stacking). Горка из кубиков собиралась выше стакана, кубики меняли цвет, матрица кубиками и др. Круто, ничего не скажешь.

dice stacking

Далее на сцену пафосно, по Станиславскому, вышел Олег Проскалович (Витебск, Беларусь). Вышел, но "не зашел". Александр Шальнев (Москва) демонстрировал магнитные свойства монет. Жанна Немчик (Рига, Латвия), показывала фокусы очень театрально, напыщенно, стилизовав выступление под тему Франции. Из реквизита фигурировали чаши и яички, как она их ласково называла. Потом появилась мышь и даже голубь. Я в это время думал о театре, театрализации, лекции Пузанова и пытался понять, как учил Станиславский, «зачем?». Второй раз о театре я задумался во время выступления Хуана Майорала. Но там вертелись в голове другие вопросы.

Жанна Овечкина

В номинации Шоу-Момент первым выступал Антон Козлов (Новосибирск). Все скрестили пальцы, чтобы это был не ментализм в костюме клоунов. В принципе, за кулисами уже мелькал колпак звездочета, поэтому выхода Остерлинда никто не ждал. В итоге на сцену вышел такой персонаж.

Фокусник из Новосибирска

Я бы назвал это «Юджин Бёргер празднует свое 500-летие». Быстро зафоткав, я поставил данную картинку на заставку телефона, и погрузился в просмотр шоу. Звездочет удачно пошутил в сторону Эрика Эсвина, все дружно посмеялись. Далее он показал ментальный трюк с угадыванием знака зодиака. Пока я разглядывал костюм, бороду и очки, Антон умудрился провернуть все так, что я не понял секрета. Обманул меня Антон. Учитывая, что номер не был затянут, это можно считать одним из самых удачных выступлений Антона Козлова за последние несколько лет (самым удачным по-прежнему считаю непревзойденную пародию на фокусников).

Сергей Фельдман (Витебск, Беларусь), с которым мы очень душевно пообщались, демонстрировал техномагию в виде обыгровки шуток с воздушными шарами, которые сами сдувались, лопались и пищали. Иван Жуков (Саров) в свои 85 лет угостил молодежь вином и другим напитками, налитыми из одной бутылки.

Фокусник

Александр Муратаев и Максим Кисилев, как и в прошлый раз, показали ментальный трюк, "придуманный в поезде" (в данном случае паровозом являлся Александр Магу). Никита Яцик (Иваново) показал что-то очень быстрое, я проморгал, но все похлопали. Михаил Тюменцев (Москва), как обычно вышел в стиле авангарда. Кубизм и арт-хаус.

Авангардные фокусы

Но не оставил никому никаких шансов на победу Юрий Савицкий. Авансом ему уже сразу похлопали больше, чем другим. Поду музыку подписали карту, потом он вдруг уронил все карты на пол. Я, кстати, поверил, что это произошло случайно. Юрий уже собрался уходить, как на помощь вышла собачка-марионетка, которая пописала мыльными пузырями, понюхала и нашла нужную карту под шквал аплодисментов. Думаю, ни одно видео не сможет передать очарование этого номера. Победа была предопределена.

Фокус с собачкой

Далее начался длительный перерыв на 2,5 часа, многие гости жаловались, что лучше бы было два дня конгресса, а не три с такими перерывами. После чего состоялась беседа с почетным президентом всемирной Федерации иллюзионных сообществ (ФИСМ) Эриком Эсвиным, который реформировал ФИСМ и знает о конкурсах и клубах ВСЁ. Помимо рассказов о бизнес-консультировании, особенностях внимания, Эрик акцентировал проблему, что молодежь сейчас не стремится вступать в клубы, живет обособленно, своей жизнью, общается через Сеть, да и вообще на дворе иная эпоха, мир изменился, мы живем в новом информационном пространстве. Об этих проблемах как раз недавно писал В.С. Свечников. Но дальше Эрик Эсвин эпатировал публику следующим заявлением. На вопрос «Что делать?» он ответил, что нужно сначала убрать стариков из правления клубами и дать дорогу молодым. Невзирая на все заслуги старейшин, их авторитет, нужно поменять их на молодых ребят. И пусть молодые ребята делают абсолютно все, что захотят. Это вызвало массовое постукивание клюк и костылей в зале. Надо отметить, что Эрик Эсвин сделал поправку: «молодые ребята – это 30-40 лет».

Eric Eswin

После этого Анатолий Кириченко подозрительно активизировался, начал засыпать Эрика Эсвина вопросами, а его финальный вопрос (скорее конфуз) «как Эрик относится к использованию фокусов в разведке?» дал понять, что Анатолий всерьез обеспокоен рекомендацией избавиться от стариков. Очень жаль, что было мало времени на обсуждение других вопросов, но все же успели спросить: как за рубежом борются с плагиатом и с раскрытием секретов? Было видно, что эти вопросы не сильно беспокоят Эрика. Он привел пример цивилизованного разрешения спора о плагиате, пояснил, улыбаясь, что зрители склонны забывать секреты фокусов, а настоящий фокусник всегда сможет выкрутиться. То ли на западе данные проблемы не стоят так остро, как у нас, то ли Эрик Эсвин живет в своем мире, и проблемы плагиата и раскрытия секретов его вообще не интересуют. Было видно, что наши фокусники ждали от него более гневной отповеди. Тем более что в кулуарах проблемы плагиата всплывали довольно часто. У нас ведь вообще развитие иллюзионного жанра пока идет по принципу «грабь награбленное». Только фокусникам Санкт-Петербурга удалось более-менее договориться между собой о разнообразии репертуара, и то на уровне топовых иллюзионистов.

Теперь об одном из самых ярких событий конгресса – гала-шоу, которое проводилось в театре «Тодес» Аллы Духовой. Превосходная сцена, потрясающий свет, звук, хорошая вентиляция, буфет, шикарный интерьер. Этот концерт под режиссурой Анатолия Неметова можно смело назвать выдающимся. Пожалуй, лучшее гала-шоу за последние годы. Никаких лишних проходных номеров, не затянуто, грамотно по смене артистов, никаких накладок. Браво! Я бы даже сказал, что такой концерт с лихвой компенсировал все возможные недовольства участников расписанием и длительным перерывом.

Театр Todes Аллы Духовой

Концерт открыл Римас Навицкас, который в перерывах показывал хохмы и фокусы. Первым выступал Валерий Бастраков, красочно, с матрешками трехметровой высоты, бубликами и балалайками. Илья Ильин модернизировал номер с зонтами (и с ним же занял второе место). Я не знаю, сколько, чего и где у него было рассовано, откуда он доставал эти зонты, но, думаю, заряжался он не менее часа.

Фокусник из Екатеринбурга

Увидев тридцатый зонтик на сцене, Николай Фомушин ёрнически спросил меня, долго ли я заряжаюсь перед выступлением? Теперь я понял, что вообще не заряжаюсь. Новый номер подарил всем Вадим Савенков. Учитывая что недавно он перенес операцию на ноге, это выглядело стоически. Все обсуждали, как он добился такого внешнего вида, да и его фокусы обсуждали с интересом.

Человек из мультфильма

Сергей Ступаков (Латвия) исполнил свой безупречный номер с птицами. Те, кто видели его раньше, ёрзали и ждали появление попугайчика. Когда у него появляется крупная красивая птица, сердце колотится, как будто появляется настоящий живой динозавр. Это реально мировой уровень иллюзионного выступления.

Фокусник из Латвии

Очень красиво выступила Женг Хуанг (Китай). Красиво, технично, зрелищно и не побоюсь этого слова сексуально. Был также подарок в виде выступления комического артиста-танцора от Театра Аллы Духовой. Ну и апофеозом вечера стало выступления испанца Хуана Майорала (Испания). Я видел его номер раньше на видео, и довольно скептически отнесся: да, огонечки будут, свечи. Но когда открылся занавес, все сцена была утыкана свечами, они зажглись по мановению руки Хуана, я в сотый раз убедился, что одно дело запись, другое – смотреть живьем. Не хочется говорить банальных слов, но красоту этого номера невозможно описать словами.

Фокусник из Испании

Это настоящее торжество театра. Я задумался, что многие фокусники пытаются привнести театр на сцену, но при этом совершенно не умеют играть. Красивые костюмы, но плохая речь, ужимки, фальшь. Может и не стоит пытаться выносить ничего театрального на сцену, если не получается? Ведь Хуан Майорал не играл – он жил на сцене, просто был сам собой, и это был Театр. Он не кривлялся, не строил гримас, у него не было ни одной свойственной фокусникам ужимки. Но он был властелином и повелителем огня. И смотрелось это очень органично, волшебно, заразительно. После каждого конгресса у нас появляется определенная мода, задаваемая иностранцами. Был год ментализма, год юмора, год шариков. Теперь я предрекаю год огня и театра.

Конгресс Фокусников

После выступления Хуана я отчетливо услышал чей-то стон: «Я, наверное, больше не буду заниматься фокусами». Кто-то задавался риторическим вопросом: «Кто он? Кто этот человек? А человек ли это?». Все шептали театр, театр, театр. Эйфория от гала-шоу повергла часть фокусников в депрессивный транс (у меня даже возникла мысль в свете споров о названии клуба МКФ-РАИ предложить новое – «Синий Кит»). Схожее чувство я испытал, когда был на ФИСМе, поэтому, получив прививку и иммунитет, я смог перебороть стойкое желание поехать домой, открыть бутылку водки и молча выпить ее в одно лицо (в итоге пили вдесятером, обильно разговаривая). Но было видно, что некоторые коллеги пребывали в состоянии глубокой фрустрации. И почему-то до сих пор не выходят из головы слова Романа Борща, которые он произнес на своей лекции: «Мы все занимаемся анимацией в хорошем смысле этого слова».

Таким вот насыщенным оказался первый день конгресса. Получилось множество размышлений и слишком длинный текст, поэтому описание второго и третьего дня будет позже.

P.S. В статье использовались фотографии Игоря Онищенко, а также те, что были найдены на фейсбуке.

  • 1
Спасибо, Денис! Шикарный отчет. Как всегда информативный, живой и с ненавязчивыми авторскими оценками. Браво!

Денис привет. Мне сказали что нужно чтото показать чтобы вступить в раи. Я и показал. Номера для фокусников у меня нет. Поэтому показал обычную работу. И я первый раз ехал, не знал про музыку.

Виктор Торетто

Вступление в клуб

Привет, Виктор! Обычно показательные выступления делают в простые клубные дни, так как на конгрессе программа очень насыщенна. Но хитрые парни так делают - выступают на конкурсе, и просят расценивать их выступление также как на предмет вступления в клуб. Так что ты убил двух зайцев! Очень надеюсь, что процедура вступления в клуб будет упрощена. Например будет возможность вступать дистанционно, отправляя свое видео. Хотя есть и противники этой идеи.

Edited at 2017-03-31 09:56 pm (UTC)

Денис, молодец! Твой обзор разместил на сайте РАИ. Точней абзац с ссылкой на твой труд, чтобы не дублировать фото на странице РАИ. Спасибо!

Профессионально, сочно и интересно!

Чемпионат Росссии

Я не успел на первый день чемпионата . Спасибо Денис , написано с чувством ,толком и юмором ! О расстановке вообще молчу !

Денис! Спасибо! после ваших искрометных отчетов очень хочется увидеть ваше выступление на сцене! )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account