?

Log in

No account? Create an account
фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Вторая часть обзора Чемпионата России 2017 по фокусам (Окончание).
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
После бессонной ночи с фокусниками и споров на тему: настоящие ли свечи у Хуана Майорола, как летает огонь, почему такая длинная шея у корейца и каковы судьбы отечественного иллюзионного жанра, приехать на второй день конгресса я смог лишь к 12.30. Некоторые фокусники оставались при этом весьма бодры, можно сказать в соответствии с ГОСТ. Кто-то выглядел плохо.

Фокусники



Чтобы быть в курсе и ничего не пропустить я попросил своего шустрого юного помощника из зала писать мне каждые 5 минут СМС с комментариями, что происходит, кто выступает. Поэтому с утра я стал получать такие сообщения:

«Рыбушкин Данила (Иваново). Рутина с узлами. Все виды. Сложно быть Первым».

«Елизавета Лазарева (МСК). Пластиковые цветы, платки, плюшевый питон и обезьяна, трансформация без ассистентов. Рука Генерала цветов Ромашки в каждом движении. Народ встретил хорошо. Зажигательно».

«Рыбушкин Денис (Иваново), веревка и кольцо. Все варианты снятия и забрасывания».

«Павел Бах (СПб) новое прочтение фокуса с книгой и оторванной страницей. Комическое. Много привязок к предыдущему выступлению (идея). Прикол с Коппером и жюри. Подпевайте, вы же знаете слова».

«Сергей Фельдман (Витебск). Номер с роботом Шариком. Долгий номер с вопросами роботу. Но судьи нажали красную кнопку».




Наконец я подоспел к началу выступления Вадима Гордеева и Елены Александровой (Санкт-Петербург, Россия), и повезло, поскольку они завоевали Третье место в сценическом конкурсе из тридцати участников. Очень красивые костюмы, реквизит, летающее яблоко и кульминация номера – парящая в воздухе над столом девушка. Отмечу, что иллюзионный вариант левитации был нестандартным, а сам номер имел сюжет.

Фокусники из СПб

Кстати, во второй день была устроена встреча с членами жюри, на которой состоялся разбор выступлений. Эрик Эсвин, Екатерина Медведева, Дмитрий Чириков, Влад Кривоногов, Роман Борщ, Барт Блат, Хуан Майорал и молчаливый Сол Парк делились своими впечатлениями о конкурсантах. Каждый мог спросить совета, узнать «что не так». Редко, но метко, говорил Дмитрий Чириков. Даже его замечание Илье Словачевскому, что тот не переоделся и продолжает ходить в костюме Шляпника, вызвало всеобщее одобрение. Фразы многих членов жюри начинались со слов «Мне не хватило» и «Мне показалось», лаская слух Константину Пузанову.

Судьи

Екатерина Медведева приняла на себя роль «плохого полицейского», критикуя жестче и чаще. Иностранные гости давали критику довольно мягко и в обтекаемых формулировках, боясь обидеть конкурсантов. Наверное, это правильно, так как неосторожно сказанное слово может не просто травмировать, но и убить. Убить весь запал, вдохновение, развить комплексы. Все творческие люди весьма обидчивы, ревнивы, мнительны (да и не только творческие). Даже из-за моих виршей некоторые уже не здороваются со мной, косясь исподлобья. Поэтому простите «за все, в чем был и не был виноват». С критикой членов жюри зал соглашался за исключением, пожалуй, момента, когда речь зашла об улучшении связок в номере Натальи Перовой (Пермь). Ее выступление было грандиозным. У многих в памяти еще оставалось ее выступление с мужем в 2013 году, когда они завоевали Гран-При, поэтому еще до начала номера в зале пошел шепот: сейчас будет круто, смотрите! На сцену игриво вышла девушка «на стиле», красивая, модная, стройная. Мгновенная трансформация и совершенно другой образ.

Первое место

И вот мы уже видим суперзвезду. Еще секунда – другой образ. Максим Котов настороженно хлопал. Ведь важна не только скорость. И не только размер. А образы, соединенные одной общей идеей, органичность переходов, эстетика, чувство прекрасного. Эх! Сразу Первое место, без раздумий, споров и пояснений. В номере были красивые манипуляции с цветами и многое другое.



Когда объявляют «Владимир Шмидт, Аахен, Германия», десятки видеокамер и телефонов взмывают в вверх, словно зажигалки на концерте Стаса Михайлова. Только все плачут не от боли в груди, от смеха. Зрители с хорошей реакцией смеются еще до того, как Владимир произносит шутку. Зрителям не жалко ни аккумуляторов, ни памяти для доброго человека, как не жалко Владимиру шоколада из Германии, конфет, которыми он одаривал членов жюри, правда с комментарием «их еще нужно заслужить». В конфетах оказалась спрятанной шкатулка с кольцом. Владимир дважды обыграл свадебную тему, острил, стендапил. Фокусники обожают Шмидта, так как во время его выступления мозг расслабляется, есть возможность отдохнуть, посмеяться, перевести дух.

Комическая магия

В качестве ассистента был вызван Александр Заварзин. Он тоже пытался быть смешным, делал какие-то пассировки во время передачи кольца, что навело на мысль: если уж приглашают на сцену, нужно вести себя скромно. Необходимо подавлять в себе фокусника. Все попытки оригинальничать выглядят, как соперничество и мешают. Однако Вову это не сильно смутило, и народ наградил его Призом зрительских симпатий.

А вот второй номер Владимира Шмидта остался непонятым. Все ждали от него юмора, поэтому когда он говорил пафосные слова, зрители набирали воздух в грудь, чтобы выпустить со смехом, но замирали, так как не понимали шутка это или всерьез. Ведь заменить «пески пустыни» на конфетти – это стёб, однако речевое сопровождение не позволяло смеяться. В общем, Владимир стал заложником своего комического образа, народ пока не готов смотреть его вне комического контекста.

Comedy Magic

Давид Тюнебабян показывал магию высоких технологий с айфоном. Выбранная зрителем картинка, отправленная через мессенджер любому из записной книжки, появилась у него на ноутбуке. К ноутбуку он не подходил. Несмотря на то, что номер был скучноват (это ментализм), механику трюка разгадать я не смог. А когда не можешь объяснить фокус, начинаешь думать, что это монтаж, подстава и хакерские технологии. Тем более что зрителя с телефоном Давид выбрал сам? И им оказался Павел Бах, что уже подстава. У Эрика Эсвина во время разбора полетов был комментарий «раз уж вы используете что-то, сделайте, чтобы оно было менее заметно». Это напомнило шоу «Fool Us» с Пенном и Теллером, когда идет фокусный междусобойчик, и зрители не понимают, о чем разговаривают фокусники.

Нет смысла пересказывать все 30 номеров, отмечу только, что были как прекрасные выходы, так и сомнительные экзерсисы. Часто спасала красная кнопка, и не нужно стесняться ее жать. На третьем часу многие зловеще щептали: «кнопка», «кнопка», жюри ждало еще чего-то, зрители показывали жестом, что пора уже давить двумя руками, и как правило, кнопка робко нажималась. Больше всего доставалось клоуноподобным фокусникам и фокусникам с аниматорскими наклонностями. Я вообще заметил примету: «Если на сцену выходит человек в гриме - дурной знак. Руку нужно сразу класть наготове поверх кнопки».

С другой стороны, когда выступал Дмитрий Хотылев, который прибухнул на сцене, формально можно было бы нажать кнопку, но уж очень смешно он выпивал, поэтому раздирало любопытство, что будет дальше. А это значит актер он хороший, и, очевидно, знает все секреты незаметного употребления алкоголя. Либо проиграл в карты, что сможет выпить бутылку на сцене ЦДРИ под аплодисменты зала. Так или иначе, чем сильнее пил и пел Дмитрий, артистично пряча «пузырь», тем интереснее было наблюдать.

Комическая Магия

Вячеслав Цимох (Киев, Украина) начал манипулировать деньгами, весь номер был посвящен финансовой теме. Я вспомнил не только Клинского, субъектов предпринимательства, но и Влада Кривоногова (есть схожесть с ним внешне и по движениям). Сходство, как выяснилось позже, не случайно – Влад помогал ставить этот номер. На общем фоне Вячеслав смотрелся техничнее большинства участников. К сожалению, свет в ЦДРИ коварный, порой, видно лишнее. Но как потом сказала Екатерина Медведева, хорошо, что конкурс оценивали профессиональные опытные фокусники, а они смогут отличить особенности света от лажи.

Фокусник из Украины

Среди выступающих был также участник из Сербии по имени Златко, показавший трогательную историю про балерину, с манипуляцией фотографиями. Номер закончился эффектным появлением многочисленных часов-будильников. Как потом выяснилось, весь зал ожидал еще и появление балерины, но Златко пошутил, что везти ее из Сербии было накладно. На разборе полетов иностранцы хвалили его за зрелость идей и молодость духа.

В номере Артура Томашевского (Киев, Украина) фигурирует огонь или его заменитель в виде яркого ослепляющего света. Смотрится эффектно, особенно когда видишь в полумраке двигающиеся скулы Хуана Майорала. Хуан и так грустно поведал на лекции, что он изобрел светящиеся огонечки D-lite, которые потом были растиражированы в Америке от другого производителя. Но на разборе сдержался и ни слова не сказал про аллюзии. Вот это выдержка!

Украинский фокусник

Вообще говоря, Хуан Маойрал очень приличный, воспитанный, скромный человек. Несмотря на заслуги, у него совершенно нет звездной болезни, при этом ведет он себя гордо и достойно. Теперь уже понимаешь, почему именно он сделал свой протест на ФИСМе 2015 года в Италии. Видно, что он идейный и принципиальный артист. Представьте, три тысячи зрителей, сцена в свечах, все в предвкушении красочного номера. И тут вдруг голос, как будто так задумано в постановке. В театральной манере он начинает говорить, что магия покинула его, он не будет выступать до тех пор, пока театр не вернется на ФИСМ, а коммерция не уйдет в сторону. Зал аплодировал стоя минут двадцать, и с этого момента поднятая проблема организации чемпионата вошла в историю. С помощью театральной техники Хуан Майорал в высшей степени донес смысл того, что хотели сказать многие.

На семинаре Хуан Майорал делился своими пиротехническими изобретениями и световыми эффектами. Владимир Шмидт спросил, могут ли фокусники использовать его идеи, реквизит в работе? Хуан ответил так, как хотелось всему залу: «Конечно. Именно для этого я все рассказываю». Все с благодарностью захлопали, на лицах читалось «Вот хороший мужик, уважаем». Лекции наших артистов также вызвали интерес и уважение. Роман Борщ рассказывал о технологии создания образа артиста. Несколько раз он извинялся, что не умеет говорить, но должен опротестовать это заявление, оратор из Романа прекрасный, говорит он хорошо и для лектора, и для стендап-артиста (с такой фирменной хрипотцой а-ля Гарик Харламов). Многочисленные слайды содержали эскизы от Вадима Савенкова, а последующие фото иллюстрировали, как модернизируются идеи, воплощаются образы. Серьезность подхода вызывала дружеские подколы между фокусниками: «А сколько костюмов у тебя? Два? А может ты уже в концертом? А как долго вынашивал свой образ ты? А твой образ - это образ кого?».

Фокусники

Илья Ларионов прочитал лекцию на своей молодежной волне, с примерами техник «Удара под дых», иллюстрируя сказанное красноречивыми примерами и фокусами. Лекция носила не только практический, но и мотивирующий характер. Армянский фокусник Наапет Аршакян, восхищался потом, что эта лекция ему очень многое дала, вдохновила. Ларионов действительно может «прокачать» и вдохновить, особенно, когда его слышишь в первый раз.

Лекция Сергея Коллера была насыщенна многочисленными примерами визуальных эффектов, и посвящалась тому, как можно продавать свои идеи, вести переговоры с западными компаниями, производящими реквизит и обучающие семинары. К сожалению, лекцию Сергея прервали раньше, чем она должна была закончиться, причем как-то не особо церемонясь. Можно было ему шепнуть на ухо, что времени нет, он бы собрался с мыслями и завершил более логично.

Что касается южнокорейского артиста Сол Парка, то первые два дня он ничего не показывал, ходил молча. Если бы он тусовался и отжигал в коридорах, как это когда-то делали Генри Эванс или Шон Фаркуа, то на утренний мастер-класс к нему записалось бы больше желающих. А так, не все были знакомы с творчеством Сол Парка, все слышали «сливинг», «сливинг», но два дня он ничего не показывал, поэтому никакого рекламного эффекта не было. Молчаливость и нелюдимость корейца вызывали слухи «может он ничего не умеет?», «а зачем его привезли?». Оказалось, умеет. При этом корейские артисты обладают чем-то общим. Они создают один сильный номер, который отрабатывают до невероятной техники исполнения, выигрывают с ним ФИСМ и все конкурсы, но в остальном же их репертуар весьма средний. Поэтому когда Сол Парк показал свой коронный номер Cups and Balls, с элементами ускоренной съемки, все конечно увидели запредельный уровень отточенности движений. Однако другие фокусы Сол Парка не вызывали уже такого восторга, а их объяснение было сильно растянуто. Например, с купюрой в маркере можно было не тратить драгоценное время лекции на столь подробные разъяснения. Кстати ранее на конгрессе RMC Виктор Ренер показывал аналогичную версию, но более удачную. В общем главной ошибкой корейца стало отсутствие его презентации и позиционирования в первые дни конгресса, что ослабило к нему интерес.

Фокусник из Кореи

В последний день конгресса состоялось общее собрание членов РАИ. Собрание было закрытым, охранник проверил каждого присутствующего на предмет членства, видеозапись была запрещена (протокол велся). Мне непонятна такая закрытость, так как клуб все-таки общественная организация. Да, правом голоса обладали бы не все, но послушать можно было бы разрешить всем желающим. Иначе возникает ощущение, что что-то скрывается, а скрывать-то нечего. В результате закрытого голосования президентом РАИ была избрана Екатерина Медведева, кандидатуру которой выдвинули под одобрительные аплодисменты. На втором месте по голосам Анатолий Неметов. Кроме этого 7 голосов было отдано за других кандидатов. Выдвигали также Василия Игоревича Руденко, однако он снял свою кандидатуру, заявив что «дважды не входит в одну и ту же воду». При этом Василий Игоревич вёл активную роль в ходе собрания, инициировал голосования, поднимал юридически значимые и принципиальные вопросы, касающиеся статуса клуба, его устава, необходимости создания совета ветеранов, проведения внеочередной конференции и др. Очень конкретно и логично выступил Анатолий Неметов. В результате прений было принято решение продолжить функционирование клуба в статусе общественного объединения без образования юридического лица, к следующему собранию провести работу над внесением изменений в устав клуба в соответствии с обсужденными моментами и реалиями.

Далее состоялось подведение итогов чемпионата, награждение и банкет. В этот раз не было никаких жарких споров насчет судейства, решение компетентного жюри совпало с мнением большинства зрительских голосов.

Призеры, чемпионы и лауреаты

В заключение можно сказать, что конгресс РАИ (и, соответственно, чемпионат России по фокусам) – весьма значимое событие в русскоговорящем иллюзионном мире. Артисты к нему готовятся, едут со всей страны и ближнего зарубежья, обсуждают, варятся в общем котле иллюзионной жизни, ждут следующего конгресса. Это уже не просто традиция, это многолетний образ жизни фокусников. За 35 лет существует клуба мы видели у себя в гостях лучших мировых звезд иллюзии, смотрели великолепные выступления наших артистов, общались, спорили, боролись в чемпионатах, учились, покупали реквизит, обсуждали насущные проблемы и наслаждались тем, что нас всех объединяет – иллюзионным искусством. И все это делалось силами членов клуба МКФ-РАИ. Поэтому хочется поздравить всех фокусников с 35-летием клуба, выразить огромную благодарность его основателям, всем тем, кто работал, работает и будет работать в президиуме, друзьям клуба и его активистам.

  • 1
Еще раз спасибо! Словно еще раз побывал В ЦДРИ.

Edited at 2017-04-03 06:48 pm (UTC)

Наконец то , вторая часть. Спасибо Денис!

Стабильно качественный отчет!

Ну, что тут сказать? Молодец! Вот жаль только, что не будет третьей части... :)

Ну, повеселил!!!

Щас ржал как конь. Чуть своих не разбудил. После первого беглого прочтения статьи стал внимательнее рассматривать фотки и увидел надписи на ваших бэджиках. Высший пилотаж самоиронии! Браво, Денис!

  • 1