?

Log in

No account? Create an account
фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Крутить или не крутить
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Не секрет, что среди молодёжи, увлекающийся фокусами, огромной популярностью пользуется декоративное манипулирование картами, именуемое кардистри (иногда называют Extreme Card Manipulation, XCM, слейтинг). Многие молодые парни так рьяно крутят карты, что могут заткнуть за пояс в этом виде манипуляции многих фокусников из поколения «кому за сорок». Что интересно, на западе кручение карт тоже в первую очередь является прерогативой молодых фокусников. Несложно заметить, что и сама атрибутика, эстетика, оформление видеороликов и семинаров по кардистри – всё это выглядит ультрасовременно и позиционируется больше для молодёжи. Так почему происходит такое разделение интересов по возрасту? Может «старикам» труднее угнаться в ловкости за подрастающим поколением? А стоит ли вообще крутить карты? Ведь это же, по сути, не фокусы…

крутить или не крутить карты


Я неоднократно замечал пренебрежительное, а порой и отрицательное отношение «старой школы» к увлечению молодёжи декоративным манипулированием. Раньше президент клуба фокусников МКФ-РАИ Руднев В.П. неоднократно заявлял со сцены, что ему непонятно, какое отношение вообще «слейтинг» имеет к фокусам, и уж тем более, зачем вообще показывать в шоу-момент декоративные манипуляции картами. Да и в разговоре со многими мэтрами отечественной иллюзии я неоднократно замечал, что распространённость слейтинга среди молодёжи оценивается ими как некая блажь: «ну, мол, молодые, что с них взять». Отмечу, что раньше такая негативная оценка казалась мне проявлением немощности. У всех уже давно набита оскомина от назидательных фраз в менторском тоне из серии «Важна подача», «Нужен образ», «Не бывает плохих фокусов» и т.п. А не является ли всё это отмазкой для того, чтобы потом оголтело махать старыми платками и лениво показывать нафталиновые «султанчики»?! Скажу так: для кого-то и является.

Генерал фокусов

Многие мэтры отечественной иллюзии обладают высшей квалификацией исполнительского мастерства, сомнений не возникает. Более того, в старом отечественном фильме «Фокусник» мы можем видеть, как Владимир Петрович Руднев щеголяет раскладкой карт на руке, различными декоративными тасовками, чем ставит зрителя в смешное положение, предложив ему помешать карты. Так почему же тогда наблюдается подобное парадоксальное отношение к кардистри? Ответ на этот вопрос я нашёл в реальном случае, произошедшем примерно в 2007 году. Тогда я регулярно выступал в различных московских казино. И вот однажды, не имея возможности выйти на работу, я предложил вместо себя на замену фокусника Дмитрия Чирикова. Надо сказать, что Дима всегда выглядит лет на 5-7 моложе своего возраста (здоровый образ жизни и спортивное прошлое дают о себе знать). Так вот, в 2007 году Дима выглядел, скажем так, экстремально молодо. Поэтому неудивительно, что администратор казино Николай при встрече с Димой испытал яркий когнитивный диссонанс. Все привыкли видеть фокусников во взрослом возрасте. Поэтому, когда администратор казино Николай вышел встречать Диму, они стояли в паре метрах друг от друга и общались по мобильному телефону:
- Дима, вы где?
- Я приехал. Стою у входа.
- Я вас не вижу.
- Я стою напротив вас.
Первым вопросом Николая был: «А ты точно фокусник? Покажи что-нибудь?». Очевидно, что такой вопрос на пороге заведения для большинства фокусников показался бы странным, если не оскорбительным. Отмечу, что уже в те годы техника Чирикова была не просто филигранной, а, пожалуй, даже самой быстрой в Москве. Так вот, Дима был вынужден буквально на пороге казино доставать колоду и показывать (а скорее доказывать), что он фокусник. Конечно, уже через пару секунд администратор Николай увидел высочайшего класса манипуляцию и успокоился.

Дмитрий Чириков

Но если бы в тот день в качестве фокусника пришел бы дяденька лет пятидесяти, то подобных вопросов бы к нему не возникло. И не важно, что этот дяденька, возможно, не умел бы делать даже двойной подъем – всё равно возраст как бы априорно даёт ему некую фору: дескать, раз человеку столько лет, значит, наверное, он опытный. Есть изначально больший кредит доверия. А молодым всё время приходится доказывать, что они что-то умеют. Поэтому на лицо проблема коммуникативного плана: молодых фокусников при первой встрече не воспринимают всерьёз. Им всегда нужно быть готовым сразу и быстро доказать, что они как минимум обладают определённой ловкостью рук. А декоративная манипуляция картами как раз и является самой быстрой и наглядной возможностью это сделать. Поэтому отвечаю на поставленный в названии статьи вопрос: молодым нужно крутить, это необходимо, а «старичкам» – нужно, но этого не достаточно. Почему не достаточно? Красочные манипуляции с картами всегда украшают трюки. Традиционно предполагается, что фокусник должен умеет делать красивые веера, пружинки, врезки – это своего рода маркеры профессионализма. И зрители часто этого ждут и часто просят показать, как «карты перелетают из одной руки в другую». Очевидно, что фокусник, не умеющий этого делать в понимании зрителя как бы и не фокусник.

Виктор Капралов

Другое дело, что от взрослого фокусника зрители ожидают нечто большего, нежели просто демонстрации ловкости. Зрители хотят видеть чудо. Да и чисто эстетически, длинные и сложные пируэты с картами смотрятся более органично в руках молодого парня, нежели почтенного кудесника. Ведь чисто физиологически характер движений тела и общей моторики сильно отличается в молодом и зрелом возрасте. Также следует сказать, что, например, в ментализме демонстрация карточных выкрутасов вообще едва ли уместна. Это сразу наводит зрителя на тривиальное объяснение всего происходящего: «Раз он так крутит карты, значит это всё ловкость рук, а не психология или сверхспособности». Поэтому при показе ментальных фокусов с картами необходимо как можно дальше увести зрителя от объяснения секрета с помощью ловкости рук, даже если она используется. Для молодых же ребят умение делать красивые карточные манипуляции является как раз той самой «одёжкой», по которой встречают. Традиционные сложности с подачей и харизмой в молодом возрасте хоть как-то могут быть компенсированы незаурядной техникой. Поэтому крутите, и, как говорил известный средневековый слейтер про сивиллу: «А всё-таки она вертится!».

Слейтер


  • 1
Читая пост, я вспомнил анекдот про восточный базар, где играли два музыканта неподалёку один от другого: у каждого восточный струнный инструмент в стиле "одна палка, два струна", и молодой музыкант старается изо всех сил и наяривает по всем ладам, а старый - монотонно и медленно издаёт одну ноту. Люди на базаре обратились к старому музыканту с упрёком и рекомендовали брать пример с молодого, но старик сказал: "Он ещё ищет, а я уже нашёл".

Да, это очень хороший мудрый анекдот! Причем есть старики, которые "словили фишку" и маскируются под "уже нашел", а есть и спортсмены, которые кроме как быстрого и ловкого перебора карт ничего не умеют.

С возрастом учиться новому всё сложнее, как я на себе убедился...

  • 1