vlasovdenis (vlasovdenis) wrote,
vlasovdenis
vlasovdenis

Categories:

Профессиональная деформация фокусников (из рубрики «Для служебного пользования»).

В детстве я с интересом смотрел фокусы, но не мог понять, почему фокусники иногда показывают плохие неинтересные фокусы. Вроде идет хороший концерт, отличные фокусы и потом – бац, начинается какая-то муть. Неужели фокусники сами не понимают, что это скучно? Особенно я ненавидел соединяющиеся кольца. Стоит взрослый дядька и играется, соединяя и разъединяя кольца, которые и ежу понятно, имеют специальный разрез. Смотреть это по телевизору было мучительно, так как нет вообще никакой возможности проверить реквизит.

Фокус с кольцами


Профессиональные фокусники сразу же возразят: «Ну, это ты не видел хорошего исполнения колец вживую настоящим мастером». Может и так, но тогда получается, что 90% фокусников точно плохие, раз наблюдая этот трюк все детство, мне непрерывно хотелось «нажать на перемотку» и поклясться: «если я стану фокусником, никогда не буду показывать этот фокус».

Примерно такое же отношение было к фокусам с платками. Сидя в цирке на первом ряду, я объяснял себе фокус накладкой на ладонь, в которую прячется платок (и меня такое объяснение вполне устраивало). Казалось дикой тупостью стоять на сцене и десять раз подряд показывать исчезновение и появление платка (а цирковые клоуны-фокусники так и делали, при этом еще жутко кривляясь).

Фокус с платком

Верхом идиотизма я считал фокусы из серии «дернул палку – раскрылся цветок». Часто, эти цветки раскрывались у престарелых фокусников в потертых смокингах, орошая нафталином окружающих. Сейчас опять возразят профессионалы: «настоящие мастера с платками так исполняют, что огого», но почему-то уж очень часто приходится слышать просьбу от заказчиков: «Только давайте там без всяких платочков, веревочек, ну вы понимаете». И эту фразу постоянно слышу не только я один. Неужели многим (всем) зрителям, так не повезло, как и мне, и им тоже встречались только плохие фокусники с платками, кольцами и веревочками? Или все-таки бывают плохие фокусы?

Начав заниматься фокусами, я сторонился платков, как черт ладана. И удивлялся, почему фокусники пачками скупают эти платки, бережно их скручивают, подбирают цвета, с любовью ими занимаются. Это попахивало каким-то фетишем. Через пару лет в голову закралась мысль: «А может фокусы с платками и правда не так плохи?». Я грешным делом купил себе набор платков. К тому же яркие разноцветные платочки так красиво смотрелись на большой сцене, были хорошо заметны. А что еще хорошо видно со сцены? Правильно, толстая веревка и кольца. Все фокусники мира не брезгуют их показывать! Это ж классика! Почему бы не попробовать и мне?! Тем более что коллеги-фокусники одобрительно поддерживали идею сделать хороший красочный номер с платками. Помню, показал я этот номер с платками в казино, задорно так, пританцовывая и размахивая ай да красными, синими, зелеными платочками, меняющими цвет… и почувствовал желание зрителей швырнуть в меня пепельницу.

Фокусник с платком

Единственные, кому хоть как-то нравились платки, были дети. Начал репетировать еще усерднее (под одобрительные советы коллег), но каждый раз выступая с платками, ощущал себя тем самым патлатым мудаком, который дергает палки, раскрывая пыльные пластиковые цветы. Так начинается профессиональная деформация. С утраты адекватного понимания того, что нравится зрителям, что нет.

Главная проблема профессионального фокусника – утрата возможности видеть фокус глазами зрителя. В результате такой деформации кто-то полностью теряет эту способность, кто-то интуитивно понимает, что нравится зрителям, а что нет, кто-то действует вслепую, методом проб и ошибок. Вот яркий пример. За последние пару недель мне пришло в личку из всех соцсетей и мессенджеров десятка два восторженных отзывов от зрителей (не фокусников) по поводу ролика с западной Минуты Славы.



Ролик сопровождался словами: «Круто», «Ты видел это?», «Смотри, как здорово!», «А ты так могешь?». Писали даже концертные директора и организаторы праздников. А вот как обсудили этот ролик на закрытом форуме профессиональные фокусники, приведу несколько цитат:
«Хорошо хоть пару фокусов примитивных показали...»,
«Эти парни сделали трюковую часть НИЖЕ СРЕДНЕГО»,
«Почему вы решили, что это иллюзионный номер? Это оригинальный номер с иллюзионными элементами! И все! К какому жанру его отнести пока сказать затрудняюсь, но по-любому, это не иллюзионный номер!»
«Палевно вытащили! И ещё больше разочаровали своей халатностью».


Как видите, мнения зрителей и фокусников, мягко скажем, различны. Думаю, этот ролик можно считать своего рода лакмусовой бумажкой оценки профессиональной деформации – если он не нравится, вызывает непонимание «чего там хорошего?», значит механизм восприятия заржавел и покрылся коростой извращенных фокуснических представлений, совершенно чуждых массовому зрителю. Такая деформация опасна, так как затрудняет обратную связь, самоанализ, объективное понимание собственного творчества.

Параллельно я провел другой эксперимент. Отправил нескольким топовым ведущим Москвы ролик, которым заслуженно восхищаются все фокусники – легендарный номер Евгения Воронина. Это видео фокусники часто ставят в пример, как образец законченного органичного, если не идеального, номера. Западные фокусники также высоко ценят этот номер и артиста, в чем я неоднократно убеждался лично во время общения с иностранными коллегами.



Отзывы ведущих были настолько негативными, что я не решусь их цитировать. Нелестными были рецензии и обычных зрителей, кто восхищенно скидывал мне ролик с близнецами и экраном. Почему так происходит? Почему зрителям и фокусникам нравится не одно и то же? Есть несколько причин таких расхождений.

Во-первых, долго занимаясь фокусами «обычные» фокусы наскучивают, появляется стремление познать что-то особое, нестандартное, то, что удивляет самого фокусника. Поэтому какая-нибудь вычурная комбинация техник приводит фокусников в полнейший восторг, а для обычных зрителей в этом совершенно нет ничего удивительного. Точно так же как обычный зритель будет удивляться от классического трюка, а фокусники будут лениво зевать. Виктор Ренер приводил шикарный пример, когда он создавал новые комбинации с шариками, а зритель равнодушно говорил, что этот фокус он уже видел. При том, что шарики были в одном случае резиновыми, в другом – поролоновыми, и не было ничего общего в используемых техниках.

Именно поэтому те фокусы, которые имеют успех на иллюзионных конгрессах и фестивалях, восхищают самих фокусников, могут быть совершенно провальными во время реальных выступлений перед обычной публикой. Посещая такие «конвенции» и фестивали, фокусники с одной стороны развиваются, с другой стороны, варясь в собственном соку, утрачивают чувство реальности, сосредотачиваются не на интересах зрителей, а на желании удивить друг друга, угодить мэтрам жанра, победить в состязании между собой. В результате чего возникает профессиональная деформация, культивируются мнимые достижения и квази-ценности (типа, кто больше удержит карт в бэкпалме, кто чище исполнит ту или иную технику, кто хитрее построит реквизит), таким образом, фокусники становятся заложниками замкнутой системы, в которой находятся сами. Получается искусство в искусстве. От этого фокусники начинают бездумно скупать реквизит, привезенный и рекламируемый авторитетами жанра, а потом удивляются, почему зрители не особо реагирует на эти фокусы, в то время как на конгрессе этим же фокусам все рукоплескали, и была давка за этим реквизитом.

Ажиотаж у фокусников

Я и сам испытал такой эффект, купив дрожащими руками на FISM одну коробку с секретом за 650 евро, кинувшись в агонии снимать последние деньги с карточки. Позже несколько ведущих рекомендовали мне больше не показывать этот трюк, а что сказали фокусники? «Идиот, эту коробку можно было сделать самому!». То есть не «идиот, коробка – говно», а идиот, что купил, можно сделать самому.

С другой стороны, когда фокусник имеет хорошую крепкую программу для корпоративов, через некоторое время неизбежно начинают поступать претензии со стороны ведущих и организаторов праздников, мол, «когда будет новая программа, есть ли новые фокусы?». То есть зрители разные и каждый раз удивляются, но ведущим программа наскучила, и они требуют чего-то новенького. Фокусники часто идут на поводу, начинают делать новую программу, и, как правило, вторая программа становится хуже, третья еще хуже. Учитывая профессиональную деформацию, программа наполняется «фокусами для фокусников», либо сомнительным материалом, оценить качество которого фокусник уже не в состоянии, в результате чего происходит не развитие, а стагнация и сомнительные тупиковые эксперименты. Поэтому есть фокусники, которые показывают 25 лет одни и те же фокусы, имеют определенный успех и известность, но критикуются за одну и ту же программу. А оправдана ли такая критика, если одни беспомощно ищут, а другие уже нашли?

Что делать, если ощущается профессиональная деформация?

1. Удалить всех фокусников из друзей в соцсетях (кроме самых близких). В друзьях должны быть потенциальные заказчики, поклонники, зрители, а зачем фокусники? Чтобы воровать идеи друг у друга? Чтобы получать сомнительные комментарии? Тождественны ли комментарии коллег, пребывающих, возможно в таком же кризисе профессиональной деформации, и комментарии зрителей?
2. Перестать ходить на конгрессы фокусников. Хотя бы временно. Перестать стараться угодить фокусникам. Перестать быть зависимым от мнения мэтров жанра и коллег, а ориентироваться только на успех среди зрителей. Пусть фокусники говорят про вас что угодно, вам должно быть важно, что говорят о вас зрители.
3. Сосредоточится на установке обратной связи со зрителями. Интересоваться тем, что смотрят «простые зрители», что им нравится, что их восхищает, что их цепляет, что они хотят видеть (или не хотят).
4. Менять себя. Критерий успеха один – симпатии зрителей, популярность среди зрителей (а не среди фокусников), как итог – увеличение востребованности и повышение гонорара.

По этой причине я хорошо понимаю фокусников-отшельников, которые сторонятся различных фокусных тусовок, ведут инстаграм (соцсети) не для фокусников, а для зрителей, и часто придаются остракизму со стороны коллег. Типа, «ой, гордый какой, не ходит он на встречи, видите ли». И, пожалуй, поэтому так часто те, кто только начинает заниматься фокусами, делают достаточно быстрые успехи в первые годы, сохраняя еще девственное понимание того, что есть хорошо, что плохо, что нравится, что нет. А потом появляется фокусный снобизм и пробуксовка, в которой некоторые застревают на всю жизнь.

Выдави из себя раба

P.S.
Шуточный тест: "Признаки проф. деформации фокусников". Если хотя бы три ответа «ДА» по пунктам, то результат положительный (отрицательный).
1. Наличие патологического влечения к шелковым платкам. Их нравится накручивать, подбрасывать, дуть на них, закупать впрок.
2. Покупка хотя бы одного «султанчика».
3. Желание пошить себе костюм с обилием блесток, ситца, парчи, люрекса, чтобы все это сверкало и искрилось.
4. Неуемное стремление к посещению конгрессов фокусников.
5. Наличие «Синдрома Актера», заключающегося в гипертрофированной тяге к рассуждениям на тему «важна подача, а не техника», «не бывает плохих фокусов – бывает плохой артист». Использование выражения «его величество сцена». Сексуальное возбуждение (или как минимум расширение зрачков) от услышанных слов: «режиссура», «театр», «Станиславский», «Малаховский».
6. Выступление под поп-музыку 90-х.
7. Склонность к нанесению грима на лицо. Симпатия к мимам.
8. Демпинг, отсутствие или резкое уменьшение работы, объясняемое только внешними факторами и непониманием людьми «настоящего искусства».
9. Перманентное наблюдение, что «молодежь сейчас не та», «раньше было лучше», «правительство плохое», «качество реквизита падает», «жанр деградирует».
10. Использование в работе пластиковых pop-up цветов. Симпатия к женщинам-ведущим и клоунессам. Одобрение безалкогольного пива.
11. Нежелание воспринимать себя субъектом предпринимательской деятельности (по Клинскому).
12. Отрицание в себе профессиональной деформации (по Власову).
Tags: секреты профессии, фокусник, фокусы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments