фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Обзор конгресса фокусников Российской Ассоциации Иллюзионистов 2018 (Часть первая)
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Первый день конгресса РАИ в этом году совпал с выборами Президента Российской Федерации. Кто-то усмотрел в этом тайный масонский заговор, кто-то совпадение, но в любом случае выбор чемпионов России 2018 по фокусам состоялся. И выбор был не из простых — большое количество (и качество) участников в микромагии порадовало, да и сценический конкурс до определенной поры казался высококлассным, пока, здравствуй одно место, Новый год, что-то пошло не так… Но обо всем по порядку.

Российская ассоциация иллюзионистов


Очевидно, руководство клуба выбрало курс на интересы молодежи. Отсюда и «афтапати» с кальянами, загадочный выбор спикеров, позднее начало всех мероприятий с 12.00-12.30, что, кстати, действительно очень многих порадовало, ведь все артисты — совы (а некоторые даже дятлы). При этом нередко звучали мнения, что лучше бы было два плотных динамичных дня, чем три расслабленных.

Детскую магию я пропустил, но слышал множество хвалебных отзывов о сыне французского фокусника Гиойма Донзо — четырехлетнем Серафиме. Рассказывали, что это была сплошная милота, да и шутки веселые. Сам же Гиойм пребывал в меланхолии из-за отсутствия обещанного дилер-шоу. Продажи реквизита у него не клеились. Королем иллюзионного базара в этот раз был магазин Magicprof, который прекратил существование и устроил ликвидацию товара. Скидки достигали 90% и все алчно скупали реквизит, порой, даже тот, который не требовался. Дилеры перекупали товар пачками, да и розница не терялась. Апогеем жадности стал человек, скупивший всю веревку (чуть больше километра в общей сложности). И это был не Михаил Копелевич.

Веревка для фокусов

Казалось, что на сценическом конкурсе зрителей было не так много, а вот на микромагию слетелись все колдуны ближнего и дальнего зарубежья, а также зарубежья средней дальности (Дмитрий Мосин водил, как блудного сына, 77-летнего Президента Международного общества иллюзионистов Tony Hassini).

Просмотр сценического конкурса я начал с Владимира Jin (Ростов-На-Дону). Это была ментальная микромагия с калькулятором на айфоне, что в большом зале, конечно, смотрелось мелковато.

Фокусник Ростов-На-Дону

Должен сделать ремарку. То, что хорошо на корпоративе, вряд ли возымеет успех на конкурсе иллюзионистов. Будем условно считать, что корпоративные выступления фокусника — это ремесло, а конкурсные — это искусство. Говоря об искусстве, мы всегда подразумеваем наличие новизны, чего-то оригинального, неповторимого, обладающего эстетической и культурной ценностью (сразу вспомнился ссущий в трусах парень на сцене, да, и такое было). В искусстве есть место экспериментам. Но нет места пошлости, вторичности, дешевому балагану и бездарности (подчеркну, что это не относится к номеру Владимира Jin, это если говорить вообще). На конкурсах ценятся в первую очередь номера под музыку, потому что выразить мысль жестами, костюмами, игрой, реквизитом значительно сложнее, нежели словами. Мысль, выраженная художественными средствами, более убедительна.

В этот раз я сидел на первом ряду с краю. С этого места просматривалось 90% любых зарядок, что подпортило впечатление. И наоборот, если мне зарядки были не видны, зал стонал от увиденной лажи. Поэтому если вы хотите знать секреты, садитесь на первый ряд с краю (теперь понятно, почему там иногда сидит Дамир Валитов). Следующим участником был Алекс Дарен (Санкт-Перебург), который построил свое выступление на манипуляции шариками и тростями. Определенно, у Алекса ощущалась харизма, как и у его ассистентки.

Дуэт фокусников

Манипулировал шариками и Евгений Крутов (Самара). С моего ракурса оценить выступление не смогу. Выступление Сергея Голуба (Пенза) отличалось лаконичностью, собранностью, хорошими идеями. Это была манипуляция цветами, но больше всего запомнился финал номера, когда Сергей бросил несколько горстей красного песка на черную доску, в результате чего появился рисунок. Мне показалось, что песка было брошено меньше, чем появилось на рисунке, но знающие фокусники уверяли, что все честно, это авторский метод создания картин Голубем.

Картина из песка

Хорошо накрутил разные эффекты и идеи в своем выступлении Сергей Полевов (Санкт-Петербург). Его ассистентка отгадывала предметы в руках зрителей, знаки зодиака, и в конце даже угадала имя задуманного человека. Эта часть, как и знаки зодиака, удивила больше всего. Мне понравился такой синтез разных техник и эффектов, однако Сергею не хватало легкости. Несмотря на его игривость, ощущалось, что он серьезно напряжен.

Ментальная магия

Когда на сцену вышел Вадим Савенков, за один только его грим и костюм хотелось дать призовое место. Дело в том, что артист был полностью двухмерным. Все происходящее на сцене смотрелось, как нарисованный на бумаге комикс (3D объекты превращались в 2D). Весь реквизит тоже представлял собой элементы рисунка, и в итоге у зрителя складывалась абсолютно двухмерная плоская картинка, на которой все время что-то происходит. В финале мгновенно появился нарисованный автомобиль, который привез публику к полному восторгу.

Фокусник из комикса

У всех вертелся на языке лишь один вопрос: история с темным задником — это пародия или косяк? Дело в том, что черные предметы совершенно не сливались с фоном и были видны. Для косяка слишком грубо, для пародии слишком тонко. Вадим Савенков занял первое место, но Гран-При никому не присудили. Как сказала Екатерина Медведева, номер уровня Гран-При должен смотреться безупречно, так, что ты даже не можешь хлопать, ты весь вовлечен. Выступление Вадима все же вызывало желание аплодировать, причем как только Савенков закончил выступать, мой сосед перевел свою видеокамеру в режим редактирования и сказал: «Вот после таких номеров я начинаю стирать что-то записанное ранее, чтобы почистить флешку». А один известный артист (шутливый злодей) поделился мнением, что возможно даже не совсем честно выпускать таких монстров на конкурс. Что тогда остается делать другим участникам? Как быть молодым артистам?

Фокусник

Мне наоборот кажется, что мэтры иллюзионного жанра должны участвовать в конкурсах, чтобы показывать свою состоятельность и жизнеспособность. Вот пример: на конгресс приехал Владимир Данилин, вокруг него в фойе мгновенно столпилось несколько фокусников. И тут подходит ко мне один профессиональный иллюзионист, не новичек, и тихо спрашивает: «А кто это?». Ну, дожили… Данилин как будто услышал эту фразу и уже во время награждения изъявил желание показать манипуляцию шариком вместе с пантомимой. Вопросы «Кто это?» сразу отпали.

После Вадима Савенкова выступать было нелегко, и эта участь досталась Антону Лебедеву (Санкт-Петербург). Он показывал удивительные трюки с шелковым шарфиком, кольцом и узлами, которые завязывались самостоятельно. Кольцо также самостоятельно двигалось, зависало в воздухе. Фокусы крутые, осталось поработать над хореографией (после Савенкова эту фразу можно было адресовать любому).

Следующим выступал уже хорошо известный публике Максим Гладштейн (Екатеринбург). Его образ был завязан на китайской тематике — появляющиеся веера, пагоды, статуэтки будды (я проморгал оба раза, когда и откуда он их достал). Гладштейн свирепо раскрывал веера, как ниндзя, стреляющий огненными сюрикенами. Было видно, что Максим не терял зря время с прошлого конкурса. Не просиживал в интернете в пабликах, разглядывая мэмасы. Не зависал днями в фейсбуке. Не смотрел вечерами кинчик, лопая пирожные. Не баловался по выходным винцом. Видно, что человек работал, плюс к этому у него появилась страсть. Глаза горят, молодость! Эх, пойду, сделаю перерыв, устал что-то писать, нужно срочно заесть пироженкой остывающий чай.

<*************** Перерыв на день*****************>

Китайский фокусник

Илья Ильин модернизировал свой номер с зонтами. Свежие моменты пока еще даются напряженно, но конечно, восхищает уровень его зарядок. Это как же человек заморочился… В зале кто-то произнес: «Да у него столько эффектов, сколько я за всю свою жизнь не показал». В какой-то момент почувствовалось, что у Ильина и Гладштейна одна школа. Ну как минимум они оба не теряют зря времени (Ильин был награжден вторым местом, Гладштейн третьим).

Фокусы с зонтами

Во всех номинациях участвовал молодой украинский фокусник Василь Антоня (Киев). Каждый его выход на сцену сопровождался громкими аплодисментами и шепотом юных голосов: «Смотри, смотри, сейчас будет круто». Василь выступил и в сценическом конкурсе, и в Гала-шоу. Первое его выступление прошло более успешно. Всех впечатлил ход с уменьшающейся волшебной палочкой и взлетающей картой с пола. Владимир Данилин наградил Василя своей статуэткой и отдал ему свою месячную пенсию в подарок.

Украинский фокусник

Александр Шальнев (Москва) показывал мимикой, что ему что-то не нравится то ли в зрителях, то ли в своем выступлении, но насколько же эпичным был момент, когда он нажал ногой в центре сцены кнопку. Так совпало, что в этот же момент громыхнул салют! Как??? Это было рождение магии…

Фокусник-иллюзионист

Из менталистов мне понравился Даниэль Санкин (Самара). Дело в том, что у него был нескучный ментализм, а это уже достижение. Лучшие комики — это менталисты, зашедшие слишком далеко в борьбе со своей скучностью. У Даниэля присутствовала та необходимая легкость, которая позволяла ему увлекать зрителей, он умело импровизировал (хорошо выкрутился с размером ботинка). В какой-то момент я вдруг осознал, что в этом году сценический конкурс-то хороший. Нет никакого шлака, никому не хочется нажать красную кнопку. И тут я сглазил… Начался конкурс комической магии…

Сначала вышел Андрей Зиганшин и показал известный фокус Джона Арчера с конвертами (я, ты, он, она — вместе целая страна). Шутки были очень качественные, вот, прям, фирменные, Арчеру бы понравились точно. Но все репризы вязли, как в трясине, и не отыгрывались. Как говорит Листопад: «Не зашли шутёхи. Публика — пластмасса». Я прекрасно понимаю некоторую растерянность Андрея, поскольку сам недавно читал стендап под гробовую тишину и срощенный фейспалм аудитории.

Сергей Салтымаков балансировал на своей веревке, протянутой между ног, на грани фола. Простите, местами, было смешно, но рука иногда тянулась просто проверить, работает ли красная кнопка. Конечно, не Монжосов с краником, но своей генитальной петлей Сергей тоже заставил поволноваться.

Комическая магия

Вы не поверите, но в марте на конгрессе фокусников было два Деда Мороза (в целом, это лучше чем, скажем, два Шляпника). Первый Дед — Виталий Карый (Краснодар). Разумеется, у всех в этот день было много шуток про выборы, но самой лучшей оказалась шутка с урной для голосования. Как говорит Антон Сократов, это было самой климактерической частью номера. Маска Путина — толстовато…

Второго Деда Мороза объявили загадочно: «Александр Неповторимый, Кострома». Сразу с четырех сторон мне стали шептать: «Смотри, смотри, сейчас будет бомба! Он взорвал МФИ!». На сцену вышел Плохой Санта из одноименного фильма братьев Коэн. Иногда Санта мочился, точнее тёк от того, что в зале было слишком жарко. Дед много шутил на темы, понятные только фокусникам, было много трешака.

Дед Мороз фокусник

В один момент у него рухнул весь реквизит, причем для всех осталось загадкой, это было специально так подстроено или же произошла случайность? Дело в том, что реквизит рухнул очень уж вовремя, да и отыграл этот эпизод Александр хорошо. И вроде было смешно, но когда он каждый раз отворачивал шубу и из нее что-то лилось на пол, было не по себе. Как потом отметили многие, на МФИ выступление было смешнее, поскольку именно Дед открывал муратаевский конгресс.

Кстати о фильме «Плохой Санта». Как собиратель двойников фокусников нашел тут еще одно сходство. Угадайте, кто здесь не Игорь Онищенко?

Фокусник Игорь Онищенко

В принципе, мочиться на сцене в этом году было модно. Кто-то делал это эстетично, как Павел Бах, используя мелкую бытовую технику. Вячеслав Скопин (Киров) пролил золотой дождь в семейных трусах и с накладной грудью. В дополнение он вытащил длинную ленту из пупка. Пожалуй, тут даже Сергей Дроботенко упал бы от смеха на красную кнопку. Но жюри покорно досмотрело действо до конца.



Хотите еще немножечко комической магии? Давайте смешаем ее с клубничкой… Мария Гиль. Вы слишком мало про нее знали. Актриса не играла, она жила на сцене. Хороший такой, наработанный номер в жанре BDSM: связывания, ширма, легкое доминирование, латекс. Сначала она сама выбрала из зала самого застенчивого парня, поставила его рядом, и на его глазах страстно придалась фокусничеству с брутальным опытным мужчиной.

Женщина-фокусник

Застенчивый парень стоял рядом и наблюдал. Со стороны мизансцена напоминала категорию фильмов, в которых на глазах молодого человека наказывают его девушку, а он при этом сидит рядом, грустно держит ее за руку и смотрит. Далее актриса уединилась с застенчивым ассистентом за ширмой, после чего он остался без пиджака, она без юбки, но вся в веревках поверх пиджака. Мимика парня выражала растерянность, боль и фрустрацию. Особенно, когда Мария попросила его закурить. Это казалось вполне логичным после ширмы. Курил он робко, неумело, поэтому Мария постоянно прикрикивала на него. Возможно, это была первая такая сигарета в его жизни. Чтобы окончательно сломать парня, госпожа затушила сигарету в пиджак. Завершив акт, артисты ушли со сцены, забыв про ассистента. Парень с совершенно потерянным выражением лица продолжал стоять, пока не закрыли занавес и не пошли титры. Дальше были неудачные дубли, бекстейдж, интервью с артистами, меню. А я побежал в магазин и купил километр веревки.

На фоне такого экспериментального юмора выступление Майка Смайла (Санкт-Петербург) смотрелось как 0+. Его комический номер выглядел олд-скульно и был завязан на жонглировании самыми неудобными предметами. Нужно было 10 раз прожонглировать феном, клизмой и ботинком. Майк выиграл спор, очень артистично держался, и несколько удивило, что ему не досталось никакого места. Сильным моментом, когда все ахнули, был баланс пера на лбу. В этой точке нужно было закончить, но Майк показал, что балансировать пером легче, чем все думали — оно отклоняется, не падая, под любым углом. Это было не так смешно, как обидно. По сути это нивелировало эффект от ловли лбом подброшенного пера.

Comedy Magic

Жюри никому не присудило ни второе, ни третье место в комической магии. А ведь выступал еще и любимчик публики Иван Гусев (Сочи). В качестве объекта сатиры использовалась тема плагиата. Иван попросил поаплодировать тех, кто не любит плагиат. Потом тех, кто хоть раз показывал чужой фокус. Это было смешно. Шуткой дня стала его фраза: «Есть нечто худшее, чем плагиат — это когда ты не успел украсть фокус первым». В принципе, выступление Всемогусева было больше разговорным, но пару фокусов он все же показал. Однако это было хуже, чем плагиат, поскольку Андрей Позняков подсуетился раньше.

Так кто же выиграл первое место? Кто из комических фокусников был способен на это? Владимир Шмидт? Да! Владимир приехал с большим чемоданом, но в этот раз не участвовал в конкурсах. Первое место выиграл Павел Бах и это было, пожалуй, очевидно для всех. Его номер строился вокруг того, что он никак не мог угадать выбранную зрителем карту, наращивая каждый раз финал. Гранд-финал перерастал в мега-гранд финал, и так далее, до тех пор, пока Павел не просто угадал карту, но еще и предсказал выбранного мультяшного героя, на котором красовалась та самая карта. Технически сложно представить, как он исполнил этот трюк, поэтому кроме юмора был интересен и сам фокус.

Веселые фокусы

Не нужно быть Немировичем-Данченко, чтобы понимать — сама фактура Павла идеально подходит для комической магии. Стоит ему выйти на сцену и что-нибудь сказать, люди уже смеются. А уж если номер наполнен подтанцовкой, гэгами, отыгрышами, то все превращается в феерию юмора. Поэтому выбрать победителя конкурса по комической магии было несложно.

Насколько фееричным было выступление Павла Баха, настолько отвратительной оказалась лекция Вячеслава Шитикова. Еще во время сценической магии раздавались навязчивые анонсы, обещающие «расширить узкие места фокусников», при этом в обертонах голоса лектора звучали «воронки продаж», «лиды», «NL-питание», «БМ», приведи друга и получи скидку. Но фокусники еще не подозревали, что их ждет.

Довольно прыткий молодой человек, напоминающий больше продавца пылесосов Кирби, начал со знакомства. Словно в обществе анонимных алкоголиков каждый должен был встать и назвать свое имя, рассказать что-то о себе (конечно на лекции заняться больше было нечем). Повеяло сектантскими приемами обработки аудитории, и одновременно насторожила довольно агрессивная манера общения спикера. Учитывая что о заслугах Шитикова в иллюзионном жанре было (и остается) никому ничего не известно, вместо того, чтобы наладить доверительный контакт с публикой, как-то расположить к себе, он начал весьма грубо что-то требовать, нервничать, как бы не зная о чем говорить, но при этом не забыв назвать аудиторию «сложной». В принципе, это была даже не лекция, а какая-то неумелая попытка проведения тренинга в традициях пикап-мастеров а-ля Филипп Богачев. Все эти приемы хорошо известны и широко применяются в сектах, сетевом маркетинге, инфобизнесе для привлечения паствы и ее зомбирования.

Трениг по узкому месту

В истории РАИ уже были лекторы, использующие тренинговые формы проведения занятий, например, в 2014 году Питер Бант использовал некоторые психотехники. Но его хотя бы было интересно слушать, да и сам Питер приятный обаятельный человек, располагающий к себе. Вспоминается также и внезапно появившийся (и также внезапно исчезнувший) Антон Оника с его onlinemagic, так «искренне болевший» за развитие иллюзионного жанра в России. Никто не знает, почему он бросил нас, фокусников, на произвол судьбы? Ведь так бодро все когда-то начиналось… Бесплатные лекторы, работающие за идею, мотивация, вебинары, попытка их продавать... Впрочем, я знаю. Просто тупо не удалось срубить денег на этой теме. Не сработал инфобизнес. Как-то не продалось развитие иллюзионного жанра, а поскольку ловить нечего, мгновенно улетучилась и любовь к фокусам.

Итак, многие слушатели были ошарашены необъяснимой агрессией, исходившей от лектора, его отрицательным обаянием, поэтому стали покидать зал. Да и сам Шитиков стремился избавиться от неугодных ему слушателей. Например, за пользование телефоном или блокнотом был объявлен штраф 500 руб. (либо требование покинуть зал), что не мешало ему самому же через десять минут попросить аудиторию что-то записать в телефон или блокнот. Но ладно бы дело заключалось лишь в форме изложения материала. Возмущало и само содержание лекции. Если отбросить сектантскую пургу из бесконечных вопросов, лозунгов и эпатажа, это была сплошная вода. Содержание лекции уместилось бы в пять минут, и это были ну совершенно очевидные вещи, прописные истины из серии «нужно найти образ», «образ должен соответствовать личности». Один из учеников Виктора Ренера так и сказал: «Мне все это по скайпу Виктор объяснил за пару минут на первом занятии». Видимо у Ренера были какие-то другие цели. Здесь же людям насрали в мозг. Кстати, воспользуюсь симметрично логикой нашего спикера: если кому-то что-то здесь не нравится — покиньте мой блог! Закройте браузер и не читайте! Или платите штраф 500 руб.

Одним из первых вопросов Шитикова был: «Почему фокусники не работают с режиссерами?». Так вот его же лекция лучше всего ответила на этот вопрос — теперь еще меньше фокусников захочет работать с режиссерами. Зачем работать с ними, подумает кто-то, если они напыщенные самодуры, толкущие воду в ступе? Чтобы слушать пафосное разглагольствование о системе Станиславского? Чтобы на вас безответственно проверили какие-то сумасбродные идеи за ваши же деньги? У многих остался лишь один немой вопрос: как попал такой лектор на РАИ? Это эксперимент или диверсия? К счастью, на следующий день мы все получили хорошее противоядие. Достаточно было послушать лекцию Сергея Ступакова. И вот эту лекцию можно смело занести в Золотой фонд лучших лекций за всю новую историю РАИ.

(Продолжение)

  • 1
Обзор как всегда хороший! Действительно лекторы потрясли. Может не люблю слушать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account