?

Log in

No account? Create an account
фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Вторая часть обзора конгресса РАИ-2018 (Окончание)
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Здесь можно прочитать первую часть обзора

У меня была дилемма: остаться смотреть испанского фокусника Марио Лопеса или поехать выступать самому. На одной чаше весов — саморазвитие, духовное обогащение, профессиональный рост, на другой — 30 сребреников. Разумеется, я выбрал первый вариант, поэтому поехал выступать. На следующий день провел опрос — мнения о Марио разнились. Кто-то говорил, что за двадцать минут он показал пару фокусов, и я особо ничего не пропустил. Кто-то восхищался обилием шуток, но весьма странных (Майку Смайлу именно это и понравилось). Кто-то вспоминал cups and balls с невидимыми стаканчиками, но все сошлись во мнении, что лучшей шуткой была попытка выстучать карты из коробочки. Поскольку я не видел Марио, рекомендую послушать очевидца Юрия Мазуркевича (он уже опубликовал аудио-отчет на своей страничке в Одноклассниках).

Испанский фокусник

Сам вид Марио Лопеса неформальный, причем его глаза и косички выдают большую любовь к курению. Многие парни в детстве говорили маме: «Это не я курил, это ребята во дворе меня обкурили». Вот он, тот самый парень, который всех обкуривал.




Вообще говоря, европейские фокусники не сильно заморачиваются насчет своего внешнего вида. Вспомните Дэвида Стоуна в одной и той же растянутой майке. Большинство западных артистов выступает в повседневной одежде: рубашка, джинсы, в лучшем случае пиджак. Возможно, это подчеркивает, что в артисте главное не форма, а содержание. Если же взять отечественную традицию, у нас пока артист без концертного костюма воспринимается настороженно, а на дорогих мероприятиях в casual и вовсе не пустят на сцену. Год назад в Москву приезжал выступать на корпоратив Виктор Ренер. Я спросил потом ведущего, понравился ли артист? Ведущий сказал: «Фокусник хороший, из Германии, но представляешь, он был без костюма, в черной футболке с барсеткой на поясе». Типичный вопрос нашего заказчика во время телефонных переговоров: «Скажите, а какие костюмы у вас есть?». И дальше ты перечисляешь 7-8 костюмов, слыша одобрительное мурлыканье, мол, да-да, видно, что профессионал... Поэтому в России выбор в пользу того или иного фокусника может сложиться из-за наличия, скажем, желтого костюма, подходящего под интерьеры вечеринки.

Второй иностранный гость конгресса, Шимпей Кацурагава (Япония), щеголял в концертной троечке и вызывал больше внешних симпатий, причем не только среди старшего поколения. Есть такой критерий: «Кого бы вы пригласили к себе на день рождения?». Думаю, что Шимпея бы пригласило к себе на праздник больше фокусников. Образ артиста классический, выступал он под классическую музыку, был очень дружелюбный, улыбчивый, но с хитрецой.

Японский фокусник

Шимпей пояснил, что чувствует себя музыкантом, карты для него — это клавиши, и делая чудеса, он создает музыку. Волшебные превращения карт действительно происходили синхронно с музыкальными акцентами, и японец напоминал дирижера симфонического оркестра. Надо сказать, что некоторые карточные превращения были совершенно необъяснимыми, какие-то техники читались и многократно повторялись.

Конгресс РАИ

По традиции видеозапись лекции Шимпея была запрещена. С одной стороны, запрет съемки понятен — достаточно выложить лекцию в интернет, количество желающих в мире посетить лектора заметно уменьшится. Кроме этого всегда есть вероятность ошибки, и понятно, не хочется, чтобы такая запись тиражировалась. Также автора лекции может не устраивать качество съемки, ее ракурс, в конце концов, это его интеллектуальная собственность и он сам вправе ею распоряжаться.

С другой стороны в этом есть элемент мошенничества. Если НЕ конспектировать теоретическую лекцию, запомнится от 5 до максимум 30% материала. Если же лекция не просто теоретическая, а изобилует техническими приемами, порой сложными, где важен каждый поворот руки, положение пальцев, есть множество нюансов, и все это происходит на протяжении часа, запомнить что-либо попросту невозможно. Это прекрасно подтверждает лекция Лопеса — кого бы я ни спросил, все показывали лишь один прием с постукиванием по коробочке. Посетив лекцию Шимпея, я не могу сейчас вспомнить детально ни одного его фокуса, а уж тем более повторить. Осталось лишь смутное воспоминание о подменах карт Монте. Запрет съемки лекции сводит до нуля ее образовательный эффект. Что же тогда остается? Сходить на платный мастер-класс… Но опять же, никто не гарантирует, что и там вы не утонете в лавине информации. Получается, что на общих лекциях происходит лишь знакомство аудитории с творчеством артиста. Иногда удается запомнить какую-то шутку, идею, гэг, иногда просто развлечься. Недаром самые лучше лекторы, колесящие по конгрессам, по сути не учат, а качественно развлекают фокусников под видом обучения (и не забывают продавать свой товар).

Если же говорить об образовательной ценности, то лучшим лектором конгресса был Сергей Ступаков. В формате «Все что вы хотели узнать о птицах, но боялись спросить» были охвачены главные вопросы: покупка горлиц, их кормление, построение репетиций, зарядки, подготовка костюма, гиммики, взаимоотношения с обществами охраны животных и др. Даже несмотря на то, что не каждый фокусник работает с голубями, слушать было интересно всем. Материал подавался очень методично, систематизировано, с примерами на слайдах.

фокусник из Латвии

Особо порадовала открытость Сергея. Бывает так, что лекторы «зажимают» материал, что-то недоговаривают, жадничают с секретами. Тут же мы видели абсолютно искреннего человека с открытой душой, который был готов делиться любой имеющейся информацией. Живой интерес вызвали истории о взаимодействии с зарубежными защитниками животных. Самое приятное в этих историях — любовь и бережное отношение Сергея к пернатым.

На втором месте по интересу и полезности стоит выделить лекцию Павла Баха по комической магии. Павел рассказал о структуре построения комических номеров, технологиях написания шуток, поговорили о развитии чувства юмора, о чем можно шутить, о чем не стоит. На примере фокуса «Прохождение монеты сквозь стол» аудитория попыталась устроить мозговой штурм.

Комический фокусник

Учитывая юный возраст лектора, пожалуй, некорректно требовать от него каких-то выдающихся ораторских способностей. Можно только высказать пожелание: уж если ты рассказываешь про юмор — шути! Что может быть более убедительным в лекции по комической магии, чем демонстрация способности шутить и импровизировать. Лекция же выглядела, как будто молодой Иоганн Себастьян рассказывал о русском деревянном зодчестве. Да, были смешные моменты, например, когда зашевелилась скатерть (возможно, кто-то сидел под столом и отвлекал Пашу от шуток), но хотелось видеть, что у Баха есть чувство юмора. По аналогии с тем, как хочется видеть мышцы у фитнес-тренера. Без внимания остались также вопросы, связанные с импровизацией.

Вообще говоря, любая формализация юмора убивает желание шутить. Тут много аналогий с музыкой. Музыка рождается в душе, и если начинать изучение музыки с теории, систематизации гармонии, можно легко утратить любовь. Чувство юмора сродни музыкальному слуху. И то и другое можно развивать, раскладывать на ноты, анализировать, но главное, чтобы пела (и шутила) душа. Бах пока играет по нотам, но уверен, скоро начнет великолепно импровизировать.

По сравнению с Бахом можно сказать, что Илья Ларионов не сильно готовился к лекции (это было видно по многочисленным просьбам дать бокал, дать карты, дать пиджак, дать иглу для утрамбовки бумаги). Ощущалось, что скорость возникновения идей в голове лектора сильно опережает то, что он хочет сказать и продемонстрировать. Однако всенародная любовь к Ларионову заставила большую часть зала аплодировать стоя для его инстаграмчика. В принципе, Ларионов мог просто разговаривать во сне, все равно бы хлопали. Публика увидела новые комбинации визуальных эффектов и узнала, что такое саспенс. Мне же его прошлогодняя лекция понравилась больше.

Учитывая ежедневные афтепати до глубокой ночи, кальяны, ночные беседы не все были бодры. Буквально на каждой лекции кто-то кивал носом (впрочем, все то же самое происходит и на FISM). Поэтому когда Коля Фомушин попросил меня выслать фотографии с ним с конгресса, я легко выполнил просьбу.

Николай Фомушин

Антон Сократов усердно рассказывал про карточные фокусы, но было непонятно, почему рассматривались именно эти фокусы и какая была тема лекции. При этом надо сказать, что Антон старался. Перейдем к конкурсу по микромагии. В этом году он оказался интересным и насыщенным. Зрителей набилось так много, что даже официальную съемку Игорь Лавров проводил где-то на балконе. Участников набралось не меньше тридцати (вместе с шоу-момент), поэтому стоило бы периодически анонсировать в микрофон, сколько человек остается до завершения. А то выходили все новые и новые конкурсанты, и в какой-то момент публикой овладел страх:

Мем

Помню, когда выступило уже человек двадцать, кто-то спросил Лаврова: «Игорек, а ты почему не участвуешь?» и тут же получил реплику со стороны: «Не почему, а спасибо что». Смотреть конкурс было хоть и утомительно, но интересно. Если бы я был рейтинговым агентством Vlasov Moody’s, то поднял бы кредитный рейтинг отечественного иллюзионизма с дефолтного «Aaa!!!» до спекулятивного «Хм…». Иными словами период криворукого воровства, когда не могли повторить украденное не налажав, сменился на эпоху изящного заимствования (иногда на выходе получается даже лучше оригинала). Не буду описывать всех участников, отмечу только тех, кто особо запомнился. Виктор Агабабян (Краснодар) играл в шахматы со зрителем. Каждый по очереди делал ход, нажимая на часы, и синхронно повторял действия с картами. В итоге и зритель и фокусник выбрали «случайно» одну и ту же карту. Публика напряженно следила за поединком, Виктор же был абсолютно уверен в своей шахматной победе (а в итоге выиграл и конкурс).

Фокусник из Краснодара

Нельзя не отметить Олега Проскаловича (Витебск, Беларусь). Видно как постепенно формируется авторский стиль «Про-magic». Очень красиво исчезла лента карт, фокусы сопровождались вспышками, конфетти, но не совсем было понятно, для чего нужна повязка на глаза. Сразу вспомнился Александер с микро-повязкой, в которой он уверенно шагал по сцене, лучше, чем в очках. Своим новым номером с картами за столом Олег Проскалович завоевал второе место.

Фокусник из Минска

Глеб Царев (Минск, Беларусь) выступил интерактивно, очень доброжелательно общаясь с публикой. Ему удалось повесить кольцо на ручку чашки, причем все можно было осмотреть. Интересный фокус показал Назар Каюмов. В зал выпустили 52 воздушных шарика. Случайный зритель лопнул шарик, там оказалась карта, которую предсказал Назар. В карте тоже предсказание — имя зрителя. Каждый мог лопнуть свой шарик и убедиться, что все карты разные.

Фокусы с шариками

Казалось, что у Назара есть все шансы занять одно из призовых мест, но битва была слишком тяжелой. На первые три места претендовали как минимум 5-6 участников. Возможно, жюри снизило баллы за своеобразную манеру движений Назара по сцене — он все время перемещался вперед-назад, влево-вправо (попробуйте сами надуть 52 шарика).

Александр Земченков (Малоярославец) завоевал третье место. Молодой артист технично выполнил все возможные комбинации с колечком и веревочкой. Выступление сопровождалось хорошими невымученными шутками, которые органично подходили Александру. Очень колоритно выступил Мартик Будурян (Москва) с купюрой в лимоне. Мартик сильно волновался и в какой-то момент даже произнес: «Ой, как страшно», чем подкупил публику. Александр Шальнев (Москва) исполнил свой коронный номер с ручкой и колпачком, а в финале согнул ручку силой мысли. Нельзя не отметить музыкальные шутки Евгения Кунцевича (Москва).

В шоу момент весьма ярким было выступление Вадима Гордеева из Санкт-Петербурга с летающим светящимся шаром. Все четко, по делу, конкретно. До сих пор не все участники понимают, что шоу-момент — это конкурс одного фокуса (одного эффекта), длящийся не дольше 120 секунд. Поэтому было странно, когда вышел опытный Максим Гладштейн и показал все, что он умеет в манипуляции с дисками. Екатерина Медведева сделала замечание, что это был целый номер, а не один фокус, после чего вышел Илья Ильин и залудил получасовое гала-шоу. Примером образцового выступления в шоу-момент можно считать трюк Ивана Гусева (Сочи) с отрыванием пальца. Оторванный палец стал жить своей жизнью, двигаться по галстуку и даже вернулся к хозяину. Теперь Иван может шутить, что в 2018 году выиграл конкурс фокусников, показав отрывание пальца.

Стендап фокусник

В роли ведущего гала-шоу был Максим Котов. Один этот факт уже вызывал желание прийти и посмотреть, что же будет? Если первые выходы Максим заметно нервничал (сразу вспомнился Марик со словами «Ой, как страшно»), то потом раскачался. Вот что сам Максим пишет о своем дебюте:

«Это был мой первый опыт ведения концертной программы. Спасибо Екатерине Медведевой, что доверила. Спасибо всем артистам и режиссеру Анатолию Неметову. Я узнал много нового, как нужно было вести программу. Да, ошибок было много, но кто не ошибается, тот не учится. Признаться честно, когда я вышел открывать вечер, то забыл весь текст и нервничал так, как ни разу в жизни не нервничал. Тут на меня напал ступор, хотя вроде все свои. Отдельное спасибо зрителям, именно ваша реакция расслабила меня и дала вести программу».

Ведущий и фокусник

Удачной была подводка к ментализму (шутка со спичками) перед выступлением Михаила Цителашвили и девушки, чью фамилию очень сложно разобрать на слух (Алена Ицкова). Креативно прошел флешмоб с летающими столами. Это парадокс, но летающий стол у нас не только самый популярный трюк, но еще и самый плохо показываемый. Столы летают у многих, как что-то на палочке (посмотрите семинар Лозандера, отдайте ему честь хотя бы этим), и я надеюсь то что показывал Паша Белов было пародией, а не реальной работой с реквизитом.

Красиво выступили на гала-шоу Никита и Надежда Спасские. Очень интересно смотрелось, когда Никита показывал фокусы, а Надежда отыгрывала мимикой происходящее. Во время их номера я услышал диалог сидящих рядом фокусников: «Скажи, а тебе нравится Надежда Спасская?». Второй, не отрываясь от просмотра, сказал: «А кому она не нравится». По традиции в гала-шоу выступали победители сценического конкурса. После награждения ко мне подошел фокусник Алексей Гольдеров из Якутска и сказал: «Ты не представляешь, как я люблю магические конгрессы, они дают мне эмоции, которых мне так не хватает. Они мотивируют. Это для меня настоящий праздник! Я еду за тысячи километров в первую очередь за эмоциями, и обязательно поеду на чемпионат Мира по фокусам FISM». Спасибо Екатерине Медведевой и ее команде волонтеров, всем тем, кто работает в клубе, кто согласился выступить в гала-шоу, участвовать в конкурсах и проводить лекции. Определенно, фокусникам будет что вспомнить.

Посмотрите также конгресс глазами белорусского фокусника Александра Напорко:



  • 1
Так то "лучшая шутка с выбиванием карт из футляра", опубликована более двадцати лет назад в журнале для фокусников The Trapdoor (номер 49, автор Steve Beam).

Замечательно. Поразительно. Гениально!

Спасибо за информацию. Поскольку автор поста анонимный, сразу вспомнилось:
Слушайте, я не узнаю вас в гриме! Кто Вы такой? Александр Винокуров? м-м… нет. Максим Мусалов? — оу… нет-нет-нет-нет. Андрей Федоров? Тоже не похоже... Боже мой!.. (стучит себя по лбу) Олег Степанов!

Edited at 2018-03-28 04:38 pm (UTC)

Re: Замечательно. Поразительно. Гениально!

Благодарю, что меня поставили на первое место :-)

Александр Винокуров

  • 1