?

Log in

No account? Create an account
фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Обзор конгресса фокусников RMC-2018
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Если иллюзионный жанр подвержен застойным явлениям,
рекомендуется сбор липового цвета
нации


В этом году конгресс проводился в Цирке «Высокие братья». По дороге я впал в ностальгию. Когда не было Youtube, соц.сетей, фокусники сидели на форуме Александра Босса Micromagiс. Секреты настолько тщательно охранялись, что за вопрос «Как?» можно было схлопотать предупреждение или бан. Обсуждать трюки разрешалось лишь в «Секретке», а попасть туда можно было только по рекомендации модераторов. Тогда работал единственный магазин фокусов. Это был даже не магазин, а скорее подвал-склад, куда пускали только по предварительному звонку. Чтобы простые смертные не дай бог не вычислили название, на форуме писалось «магазин на букву Ф» (речь идет о Фейгасе). Так вот дорога к цирку «Высокие братья» совпадала с дорогой к Фейгасу, отчего крутились ностальгические мысли.

Сравните с тем, что происходит сейчас. Достаточно набрать в поисковике «реквизит фокусника», как десятки магазинов, конкурируя друг с другом, предложат необходимый товар. Наступила эпоха высоких технологий, интернета и бизнес-коммуникаций, а вместе с ней и новые условия жизни. Фокусники утратили монополию на секреты. Любому фокуснику доступна любая информация. Даже если и остались какие-то диковинные секреты, они никому не нужны, поскольку есть тысячи других. Казалось бы, раз нет конкуренции в секретах, на первое место должны выходить артистизм, подача, личность артиста… А выходит что-то другое и не из того места. Искусство иллюзии превращается в пристанище горделивых лентяев и бездарей, как это произошло когда-то с искусством фотографии после появления цифровых зеркалок.

Оставалось метров двадцать по навигатору до цирка, но в зоне видимости был только авто-сервис, напоминающий разборку краденых машин. Я уже собрался возвращаться, как заметил рекламу.

Стремное место


По сравнению с Театром кошек Куклачева новое место напоминало ночные клубы 90-х гг. Многих покоробил такой контраст интерьеров, все спрашивали, почему привычный уютный театр сменился на странный лофт? Организаторы отвечали, что пробуют разные форматы и места. Вообще говоря, этот конгресс RMC мало похож на предыдущие. Очевидно, ориентир делался на привлечение широких масс, так как мероприятие проводилось в выходные. Интернет-опрос подтвердил, что так удобнее большинству. Но только не выступающим артистам. Некоторые профессионалы спешно разъезжались к вечеру на концерты. Хороший индикатор востребованности артистов. Кто остался, тот... эм... Возможно по этой же причине конкурсы оказались немногочисленными.

Появилась хорошая тенденция — стали анонсироваться эксклюзивные вещи специально для конгресса. Например, новинки реквизита от Magic 5, еще не появившиеся в официальной продаже. Презентация новой книги Александэра. Первая лекция Владислава Леонтьева. Карза. Редкая лекция Александра Попова и т.д. Но не все так гладко, как хотелось бы…

Зрительский зал

Пластиковые складные стульчаки концертного зала были пронумерованы и полностью заняты зрителями. На сценическую магию набился полный зал, причем 70% — незнакомые лица. Очевидно, много новичков и любителей.

Конкурсант Александр Неповторимый (Кострома) непрерывно шутил на тему программы «Все, кроме обычного». Комик многократно поддел Муратаева, стебал фокусы с калькуляторами, разбил телефон. Зал от души гоготал.

Победитель RMC

Я вспомнил, где видел этого весельчака. На весеннем конгрессе РАИ он выступал в образе плохого Санты. Экс-Дед Мороз угадал имя первой любви случайно выбранной девушки из зала. Шутки «заходили», а поскольку номинации «Комическая магия» не было, он получил первое место в ментальной.

Объявляли артистов тихо и невнятно, да и вообще, к сожалению, было много технических и организационных накладок. Шнуровой микрофон невыносимо хрустел. Его периодически меняли на гарнитуру, которую артисты почему-то не догадывались включать. Было ощущение, что Сергиенко и Катанский в этот раз не особо парились по поводу организации, тем более что во втором отчетном ролике Бакса то ли в шутку, то ли всерьез Анатолий пригрозился, что больше RMC не будет. Устали они от неблагодарной работы, не приносящей прибыли. Поэтому я принял изрядную дозу лоперамида перед написанием отчета и перестал замечать плохое.

Его замечали другие. Агентства The Insider и Bellingcat раздобыли отчет некоего Александра, который приезжал на конгресс под видом участника. Он пишет: «Лекции были довольно скучны, в основном лекторы увлекались, начиная рассказывать о себе. Конкурс по микромагии реально взбесил, потому что из 8 человек только двое были без карт. Несмотрибельно когда участник говорит себе что-то под нос и пялится в колоду. Сплошная тишина, а хотелось аплодисментов. Я реально впервые ощутил неприязнь к происходящему».

Вернемся к сценическому конкурсу. Равис Мишель. Харизматичный мужчина. По образу — смесь Сталина и Майкла Финни. Он мгновенно подсчитывал количество букв в любом предложении. Несколько раз артист в уме перемножал двузначные числа. Все это сопровождалось шутками в стиле раннего Аншлага. В конце нам сообщили, что конкурсант входит в Книгу Рекордов Гиннесса. В итоге — второе место в ментальной магии.

Менталист

Далее вышел Павел Бах. Он задал три вопроса. По мнению прямолинейного зрителя, самым несексуальным именем является «Паша». Почему-то чемпион России по комической магии никак не отреагировал на эту реплику. А ведь тут напрашивалась шутка из серии: «Моя девушка тоже так считает». Во всяком случае, Николай Фомушин ответил бы именно так.

В подвешенном предсказании были все три ответа зрителей с интересным дополнением — предсказаниями о расположения ранее выбранных карт. Молодой артист заметно нервничал, но справедливости ради стоит отметить — публика в этот раз была тяжелой. Многие лекторы с трудом устанавливали контакт с залом, шутки вязли, как в болоте. Даже опытный Алексей Карза еле справлялся с желанием запустить микрофонную стойку в зал. А кто-то из молодых ребят отчетливо произнес: «Нужно говорить не здравствуйте, а привет, уроды».

Позже Бах выступил и с шоу программой. Нижеследующий кадр красноречиво говорит всем женам фокусников: «Мы собираемся на конгрессах не херней заниматься. Мы дело делаем!».

Комическая магия

Следующий гость пополнил коллекцию двойников. Во-первых, его зовут Павел Фролов, а такой фокусник уже есть в Москве. Во-вторых, артист напоминал Трампа и Андрея Рожкова из Уральских пельменей.

Классические фокусы

Павел показывал олдскульную классику, от которой сводило скулы. Я бы назвал это жестом протеста против чуждых советскому человеку современных фокусов.

Когда выступала молодая девушка Елизавета Лазарева с набором реквизита, я смотрел на единственного зрителя, словившего экстаз. По всей видимости, это был режиссер-постановщик номера. Как в зеркале отражалось на живой мимике женщины все то, что происходило на сцене. Вот как это выглядело.



Конкурсантов было немного, поэтому «Сценическая магия» закончилась раньше отведенного времени, что не расстроило. Призы в этой номинации никому и не присуждались, а иностранный гость Тони Хассини отметил Илью Коржова.

Первого лектора, Сергея Листопада, сразу засыпали вопросами. Я давно не видел такого живого интереса к оратору. Обычно бывает так: «Есть вопросы?» — тишина — аплодисменты. Тут же десятки взволнованных мечтателей разбогатеть рвали Листопада на части.

Когда лектор не готов к лекции, не знает, что рассказать, то беспомощно хватается за последнюю соломинку: «Давайте, задавайте вопросы». И самое худшее, если все молчат. Здесь же Листопад не успел открыть рот, как поток рук потянулся вверх.

Крутой фокусник

В какой-то момент не удержался даже ортодокс Юрий Мазуркевич и спросил, считает ли Листопад себя фокусником и умеет ли он показывать фокусы? Сергей от всего открестился, мол, фокусником не является, показывать ничего не умеет. Потом в кулуарах ко мне подходили люди и просили расшифровать эту тонкую философскую антиномию. Сергей много шутил, балагурил, под смех зала «опустил» пару фокусников. Многие другие лекторы не раз ставили Листопада в пример как счастливчика, нашедшего себя.

Когда на сцену поднялся Владислав Колмыков, треть зала убежала фотографироваться с Листопадом. Сыпались вопросы, как поднять ценник, что показывать, как привлечь клиентов и выйти на новый уровень? Листопад обещал всех накормить, увеличить пенсии и поднять Россию с колен.

Следующий гость конгресса, Артур Томашевский, участник трио Magic 5 (они же Wondermakers) рассказывал про эффекты с огнем. Украинский фокусник демонстрировал гиммики для метания горящей пиробумаги, стрелял искрами, жег ладонь. Самым интересным эффектом был выстрел пальцем в колоду, которая взорвалась, проявляя выбранную карту.

Magic 5

Александр Попов рассуждал о философии жанра, критиковал текущую ситуацию в сфере иллюзионного искусства. К сожалению, звук был плохим. Приходилось сильно вслушиваться, чтобы разобрать слова. Основоположник слейтинга не показал ни одного фокуса, поэтому половина зала не понимала, зачем нужно слушать бородатого дяденьку, и чем он прославился. Попов рекомендовал расширять кругозор, интересоваться помимо фокусов разными сторонами жизни. Особый интерес вызвали практические советы по работе в ресторанах. Также анонсировался скорый выход уникальной книги, в которой Попов разобрал психологические аспекты работы со зрителями разных типажей.

Первый слейтер России

Хорошо смотрелось выступление Василия Руденко. Это правильно, когда старейшины выходят и показывают свою силу. Несмотря на стандартный реквизит (платки, поролоновые шарики), артист продемонстрировал безупречную технику, а главное — нюансы работы с этим реквизитом. Ведь как исчезают платки у неофитов? Сначала делается подозрительное движение со звуком открывающегося шампанского. Потом куча суеты, лишних движений, трясутся руки, словно пораженные болезнью Паркинсона. Здесь же даже фокусники не всегда понимали, используется реквизит или нет.

Сергей Цымбалист, родившийся в Луганске, проживающий ныне в Крыму, начал с минуты молчания по погибшим как с той, так и с другой стороны. Лекция Сергея полностью посвящалась крупным иллюзионам, нюансам их изготовления и покупки. Неподготовленность публики в этой области его озадачила. Периодически Сергей спрашивал, знакомы ли те или иные фамилии, почти никто не откликался. С другой стороны, почему микромаги должны их знать? Или плох тот фокусник, который не мечтает стать иллюзионистом? Что есть рост фокусника? Переход на крупный реквизит и большие залы? Микромаги постоянно слышат от зрителей: «У вас интересные фокусы, не то, что эти коробки по телевизору». С другой стороны эти же самые зрители потом говорят: «Желаем вам собирать тысячные залы, выступать на крупных площадках». То есть в понимании обывателя переход на крупные иллюзионы и есть рост.

Фокусник

Сергей призывал покупать только фирменный реквизит. В качестве примера приводилась метафора с попыткой построения мерседеса в гараже. В то же время обсуждались вопросы изготовления реквизита своими силами, копирование идей, что как-то противоречит концепции «покупать только фирменное». Отрадно отметь, что Сергей пишет книгу, и более того, он открыто протянул руку помощи всем желающим работать в жанре крупных иллюзионов.

На второй день во время конкурса по микромагии случился казус. Во время выступления Александра Земченкова произошел сбой. Конкурсант попросил дать ему возможность выступить повторно, поскольку сбой вызван независящими от него причинами. Начались споры в жюри. Это была горячая дискуссия. Зрители просили дать шанс, так как номер явно тянул на победу. В то же время Василий Руденко занял принципиальную позицию, так как подобная практика создает прецедент для других участников. В итоге Земченкову не разрешили участвовать в конкурсе заново, но оценили фрагмент до остановки.

Несколько слов о самом номере. Это чистая и скоростная вариация матрицы с монетами. Настолько непостижимая, что когда я попытался ее записать на видео, сосед съязвил: «Не трать пленку, тебе это не поможет». При повторном показе вне конкурса Александр все же допустил помарку, но в целом это был уровень «Pre-FISM». От этого и разгорелся сыр-бор. В итоге, Земченкова наградили кубком за третье место, но думается, что если бы он не остановился, то даже без планируемого финала с конфетти ему досталось бы и первое место и статуэтка Мерлина.

Вот что пишет сам конкурсант в заметках: «Который год условия для конкурса никакущие! В очередной раз стол для конкурса так себе. И это у людей, которые продают реквизит и делают иллюзионы. Неужели за столько лет нельзя сделать стол для своего же конгресса?! Камера, блин, снимает так, что ее нужно настраивать, как будто ты Шин Лим и тебе нужно выстраивать ее часами. Я отрабатывал движения перед зеркалом, а камера тупо в диагонали их спалила прямо на весь экран, даже не знаю, кто тут больше виноват, я, что не предусмотрел такой момент или условия организации самого конкурса. На все претензии по столу в ответ из года в год «приезжайте со своим». Плюс зал в этом году был полукругом и эти ракурсы очень неожиданны и неприятны, с учетом того, что конкурс микры проходил не на сцене, а так же прямо в зале».

А вот наблюдения Николая Фомушина. «Станислав Ежинский (Сургут) во время выступления сказал «Здесь можно поаплодировать». Зрители сами знают, когда нужно аплодировать. Если все круто, не приходится их уговаривать. Земченкову хлопали на каждый элемент, и это было естественным желанием. Не надо клянчить аплодисменты. Интересный момент — в финале, когда Станислав выбил из рук зрителя все карты, кроме загаданной, зрители захлопали непроизвольно.

Победителем в микромагии стал Александр Шальнев. Сначала был заявлен современный фокус, после чего на телефоне долго не получалось выбрать видео. Шальнева это не смутило. Отшутившись насчет качества современных фокусов, он перешел к классике — трюкам с монетами. В финале кошелечек, из которого он доставал монеты, оказался камнем. Момент с телефоном был не единственным косяком с электроникой — в середине номера отключился микрофон. Ситуацию спас небольшой зал и опыт артиста».


Единство и борьба противоположностей

Павел G. Black, известный больше как Паша Белов, участвовал во всех конкурсах, куда только его могли пустить. Я сразу сделал ставку, что Паша залажает. Это его фирменный стиль, как у Леннарта Грина. Голосом нагиевских персонажей программы «Осторожно, Модерн!» Паша пытался навести пафоса в стиле того же Шина Лима. Но пафос рушился фразами: «Поставьте тревожную музыку. Да не эту. Следующий трек». Иногда артист добавлял какие-то странные движения, «поправлял» карты, что вызывало смешки. Не скажу про пафос, но вот в комической магии G.Black мог бы найти себя. Он даже внешне напоминает молодого Чарли Чаплина. В общем, комическая магия и точка. Точка G. Жюри было менее строгим и наградило Павла кубком за второе место в микромагии.

Перед тем как дать характеристику лекции Владислава Леонтьева, следует пояснить. Есть опытные, умелые фокусники, обладающие колоссальным багажом знаний. Но они по природе не ораторы. Им тяжело систематизировать материал, следовать плану лекции, они не держат публику. А есть те, кто умеет красиво трепаться, шутить, травить байки. И получается, что их интереснее слушать. К примеру, если сравнивать объем знаний Леонтьева и Листопада — первый знает в сто раз больше. Но второго в сто раз интереснее слушать.

Когда я ехал на RMC, то боялся потратить весь семейный бюджет на реквизит Леонтьева. Я даже прикидывал, если затрясутся руки, то нужно предложить кому-нибудь покупку вскладчину. Однако лекция возымела анти-продажный эффект. Владислав сбивчиво рассказывал странные истории, вместо того, чтобы просто показать свои наработки, ради которых все и пришли. В какой-то момент я тяжело выдохнул, и лектор попросил удалиться тех, кому неинтересно. Несмотря на то, что весь стол был завален электроникой, мы ничего не увидели, зато узнали, как Владислав начинал заниматься фокусами, служил в армии и познакомился с Акопяном младшим.

Неожиданно хорошей оказалась лекция Александра Александэра. После фиаско на прошлом RMC, мэтр мэнтализма Александэр абсолютно реабилитировался как лектор. Раньше он утверждал, что не готов делиться секретами. Сейчас же разродился целой книгой секретов — настольной книгой шарлатана, как он ее назвал, или «Все об эстрадной мнемотехнике». Ричард Остерлинд в своем отзыве признал издание классикой, поэтому я замолкаю.

Книга по ментализму

Практическую ценность монументального труда на 400 страниц хорошо проиллюстрировали Сестры Катанские. По словам Александэра, они готовились всего пару недель, но при этом девушки читали мысли друг друга на расстоянии, угадывали предметы, показанные зрителями. Автор книги передавал им информацию без слов. Как? 3300 руб. Тираж 100 экземпляров. Спросить Александэра. Даже Тони Хассини сказал: Я ни черта не понял, что вы рассказывали, но я в восторге от того, как красиво вы двигались по сцене. Беру две книги (одну для Остерлинда). Александэр подарил издание иностранному гостю, также как и некоторым своим друзьям. Подача лекционного материала действительно была энергичная, интересная, все по делу.

Мой любимый фокусник

Многих манила на RMC-2018 лекция Алексея Карзы. Темпераментный балагур и стендап-комик рассказал о закулисье съемок программ «Удиви меня» и «Усе кроме обычного». В группе «Я фокусник» кто-то отметил, что Карза стал злым в выпуске с сосисками. Мне тоже показалось, что в артисте появилась ницшеанская «Злая мудрость» и «Человеческое, слишком человеческое». Алексей подкупал не только свой эксцентричностью, но и откровенностью. Он развеивал мифы о телевидении и как будто жонглировал четырьмя кубиками, из которых все время складывалось одно и то же слово. И это не слово «счастье». Пессимизм артиста все же не исключал развития иллюзионного жанра в России.

Лекция молодого фокусника-блогера Дмитрия Евтушенко как нельзя лучше отражала тренды развития современной иллюзии. Под брендом Magic 5 трио украинских фокусников покорило Youtube. Фантастические цифры просмотров и подписчиков, исчисляемые миллионами. Под вторым брендом Wondermakers трио выступает на корпоративах. Что интересно, медийная деятельность M5 на YouTube значительно превосходит концертную, как по гонорарам, так и по результатам.

Украинский фокусник

Когда Дмитрий описывал рабочие процессы по созданию контента, таргетинга рекламы, люди за сорок впали в фрустрацию, а молодежь наоборот активизировалась, ощущая в этом, как сказал бы Фрейд «Будущее одной иллюзии». Особенно не унимался Дамир Валитов. Его нос всегда повернут по ветру самых современных дуновений. А уж когда Евтушенко озвучил доходы от видео-блоггинга, по залу прокатилась волна зависти. Кто-то пригорюнился, а сзади раздался шепот: «А ты так и будешь за летающим столом бегать». Дмитрия Евтушенко сложно упрекнуть в неумении показывать фокусы и стяжательстве. Просто ребята идут в ногу cо временем, не игнорируя современные возможности, а используя их.

Во время награждения произошел казус. Тони Хассини привез три кубка Мерлина. Один вручили Владимиру Петровичу Рудневу за выдающийся вклад в искусство иллюзии. Второй достался организаторам конгресса. Поскольку сценический конкурс не выявил призеров, Хассини заявил, что кубок вручить не кому. Но везти его обратно домой не хочется, поэтому он отдаст его кому-нибудь на свое усмотрение. Большего обесценивания награды сложно представить. Понятно, что «мой кубок, что хочу, то и делаю». Но все эти пафосные медали, кубки вдруг превратились в какую-то бутафорию. В итоге кубок достался Василию Игоревичу Руденко за лучший номер в гала-шоу.

Конгресс фокусников

По отзывам зрителей финальное гала-шоу было интересным. Во-первых, все номера разноплановые. Во-вторых, не было скучно и затянуто. Трио M5 показывало лазерное шоу, Константин Пузанов манипулировал. Сильный финал с левитацией сигареты и появлением настоящего зонта. Елена Целищева показывала трансформацию, Нико Цаава — ментализм. Шальнев исполнил номер с интерактивом, а Алексей Карза натянул на себя резиновый шар и осуществил двойное проникновение (с телефоном).

Елена Целищева

Несколько слов о конкурсе Удиви мастера. Члены жюри Руденко, Руднев и Хассини смотрели фокус, и если не понимали секрета – поднимали зеленую карточку. В противном случае – красную. Правила конкурса сырые. Во-первых, члены жюри могли шушукаться, поэтому секрет фокуса подбирался, как отмычка к замку. Во-вторых, не определено, что есть понимание секрета. Почти всегда в воздух взмывали красные флажки, но потом, выяснялось, что секрет иной. Да и не понятна степень детализации. К примеру, разговор конкурсанта с членом жюри мог строиться так:
— Использовалась карта-гиммик.
— Какой гиммик?
— По типу флип.
— Не совсем.
— Ну в виде шторки на резиночке секрет.
— Не на резиночке.
— Какая разница, все равно карта гиммиковая, я разгадал.
— Но вы не сказали точного секрета. Шторка на скрепочке.
И т.п.

Хороший фокус показал Гурген Даниелян, пустив всех по ложному следу. Он долго копался в корзине, а потом в ней засветился огонек. После этого три бруска стали по-разному весить. Все сразу подумали о наличии электроники, электромагнитов. Руденко высказал предположение, что тут нет фокуса, это внушение. Гурген переспросил: "То есть вы считаете, что это внушение? Нет, это не внушение". С одной стороны, Руденко разгадал фокус, заявив об отсутствии секрета. Это действительно была иллюзия в разнице веса. С другой стороны, он неясно выразил мысль понятием "внушение". В итоге конкурсант предложил члену жюри самому определиться с выбором карточки, и Руденко показал зеленый цвет.

Надеюсь, что данный конгресс RMC все-таки не был последним. Благодарю организаторов и всех тех, кто работал над мероприятием, участников конкурса и лекторов. Аудитория фокусников столь велика, что чисто статистически есть вероятность, что не все доживут до следующего конгресса. С этими людьми я прощаюсь навсегда. А остальным говорю — до свидания!
Как говорил Лев Толстой — ЕБЖ (Если будем живы).

  • 1

Спасибо за хороший и грамотный обзор!

Как всегда, кратко и, от того, талантливо!
Немного огорчил финальный абзац статьи. =(
Добавлю оптимизма: Очень сильно надеюсь (почти уверен), что до МИФа-18 доживут (доедут) все! =)

Спасибо, Юрий! Твой оптимизм и образ жизни я ставлю в пример.

Обратите внимание на заглавное фото данной статьи!

По-русски "цирк"
По-белорусски "цырк"
-
Ошибка в банере? Не думаю! Уверен - это намек...
Понимаете?.. )))))))

Денис, который раз читаю Ваш материал о событии, на котором не присутствовал. После прочтения - полное ощущение эффекта присутствия. Воистину, талантливый человек талантлив во всём... Насторожила фраза, что не все живьём доберутся до RMC 2019...Заглянул в паспорт. Насторожился ещё больше...Здоровья!!!

memento mori - моментально море. Нужно всегда об этом помнить и думать.

Edited at 2018-10-03 06:34 pm (UTC)

Спасибо Денис , всегда с удовольствием читаю твои тексты . Очень всё точно и по существу

КОМЕНТ

(Anonymous)
Денис, спасибо огромное! Я на конкурсе впервые, раньше читал ваши обзоры, и создавалось впечатление что как буд-то присутствовал на них. Теперь увидев все своими глазами и почитав ваш обзор, скажу что то что вы делаете -ЭТО СУПЕР!!!

Спасибо! Приезжайте ещё! И читайте - тогда будет эффект двойного присутствия : )

Чтобы магия жила - РАИ, РМС и т.д. должны умереть.

Реклама минского иллюзионного фестиваля становится все более изощренной.

Дорогой Денис , большое спасибо за этот обзор . Как это у тебя так получается, создать у читателя ощущение присутствия на конгрессе ? Ты просто фокусник какой то !

Спасибо! Высшим пилотажем будет отсутствовать на мероприятиях и описывать не менее красочно : )

  • 1