vlasovdenis

Обзор Международного форума иллюзионистов МФИ-2021 (часть первая: конкурс)

24-26 мая прошел Международный форум иллюзионистов МФИ-2021, его еще называют питерским. Тем забавнее, потому что в 2021 году он состоялся в Москве в гостиничном комплексе Измайлово. Просторный зал, множество кафе в шаговой доступности и возможность здесь же остаться в гостинице. Это прям супер-преимущество, которым воспользовались в том числе и некоторые москвичи.

Концертный зал "Измайлово"
Концертный зал "Измайлово"

Делюсь тем, что удалось увидеть за два первых дня. На третий день я не попал из-за неожиданно подвернувшегося мероприятия или, как сказал бы Роман Шуроле, из-за обычных для среды трех мероприятий. Но, мое субъективное мнение, что в этот раз и сам форум можно было уместить в 2 дня. Число конкурсантов было небольшим; онлайн лекции, оставшись полностью онлайн, могли бы собрать больше зрителей вне форума, а некоторых офлайн лекций вообще могло бы и не быть. Но критиковать – не форум проводить, поэтому тут организаторам виднее. Зато не приходилось рано вставать и было время на общение. Итак, поехали!

Официальный старт МФИ в 11.40 дал номер с неоновыми мыльными пузырями от Александра Кросса. Образ артиста, волшебный свет и обилие пузырей заметно освежили, казалось бы, уже до конца раскрытую тему, и шоу не выглядело анахронизмом на иллюзионном мероприятии. А следующий сразу за ним видеоролик дал возможность не только подготовить сцену для конкурса, но и вызвал прилив ностальгии у собравшихся. Вот так было до пандемии: массово, интернационально, без висящих на подбородках масок. Кстати, по поводу масок в Измайлово кошмарили не для галочки.

Александр Кросс на открытие МФИ-2021
Александр Кросс на открытие МФИ-2021

Официальная речь президента UCM и главного организатора МФИ Александра Муратаева касалась ситуации с форумом в период ограничений. МФИ 2021 был перенесен с января на май и в этом году собрал в 3 раза меньше участников, чем в 2020 (200 и 600 человек соответственно). Проведенный организаторами опрос выявил 3 причины:

1. Переквалификация. Из-за запрета мероприятий и кризиса многие бывшие участники вообще ушли из иллюзионного жанра.

2. Боязнь заразиться covid-19.

3. Отсутствие свободных денег. Именно эту причину слышал я от отсутствующих в этот раз знакомых.

Тем не менее, было решено форум провести, и даже при всех НО это классно.

КОНКУРС

В этом году на все номинации было заявлено 20 участников. И тут первый камень в огород организаторов: по ходу дела было нереально понять, какая номинация идет и почему. И если детскую магию еще можно выявить визуально, то по некоторым номерам понимания нет до сих пор. 

Между первой и второй… Но в это раз речь не о рюмках, а о камнях. Бросаю! Участников представляли без упоминания городов. Мелочь, но именно она позволяет показать территориальный разброс и сделать выводы о городах, обладающих «иллюзионным потенциалом». Жюри тоже было представлено достаточно сумбурно.

Первым на сцену вышел Даниэль Санкин.

Участник показал очень хорошее развитие за 3 месяца (Даниэль выступал с этим номером на конгрессе РАИ). Пропала непонятная синяя полоса с глаз, добавился юмор и новые элементы. История мороженщика стала читаемой, манипуляция и зарядки более чистыми.  В очередной раз восторг вызвал элемент с перелетом шарика мороженного в рожок. Также хочется отметить работу с музыкой. Она говорила наравне с образом и приемами.

Даниэль Санкин и его попытки одолеть мороженное
Даниэль Санкин и его попытки одолеть мороженное

Павла Белова объявили с ремаркой «участник, который не участвовал в репетиции». В принципе, могли и не говорить, ведь репетиции и отработка — это явно не кредо Павла. А вот решимости и знания новинок ему не занимать. Исполнитель предсказал задуманную зрителем песню с помощью популярного сервиса Spotify и функции распознавания аудодорожки через камеру. А.Муратаев не удержался и спросил у зала, кто знает секрет. Лишь несколько рук взметнулись в воздух. Ждем в скором времени этот действительно современный фокус в репертуаре Александра.

Далее началось что-то странное. 

Дуэт Арсений и Евгений. На фоне специфической подачи и полного отсутствия логики в перемещении артистов по сцене вдруг очевидной стала сильная и интересная фокусная история. Серия предсказаний, главной фишкой которой стало отгадывание в какой руке монета. Что удивительного? После двух стандартных угадываний парни показали зрителям в зале предсказание, что монета будет в левой руке. И только после этого попросили участника на сцене сделать свой выбор. Еще до того, как участник раскрыл руку по залу пробежал шепот «да ну нет», а когда монета действительно оказалась в левой руке началось бурное обсуждение, как это было сделано. 

1/2 дуэта Арсений и Евгений
1/2 дуэта Арсений и Евгений

Уровень странности на сцене достиг апогея с появлением Павла Баха. Эффект Бергласа на голубях. После такого анонса Павел «случайным» образом выбрал из зрителей Сергея Голуба, и началось нечто. Килограммов 10 мясного фарша оказались на столе. «54 перемешанных голубя, но голуби-джокеры нам не нужны», – сказал Бах, и 2 горсти фарша полетели на пол. Дальше «голубей» тасовали, раскрывали веером и даже пытались задействовать в фокусе «французский поцелуй». Сергей назвал карту и число, а Бах, отсчитав заданное количество горстей, достал из нужной названную карту без уголка. Карта почему-то была с подписью Голуба (хотя на сцене тот ничего не подписывал). Злую шутку с исполнителем сыграла работа оператора, который в важный момент снимал не то и не с того ракурса. 

Эффект Бергласа на голубях (начало)
Эффект Бергласа на голубях (начало)

Вадим Савенков представил новый номер, который за музыкальное сопровождение я окрестил «Наташа». Перфоманс тоже странный, какая-то сюрреалистичная комедия. И в первую минуту показалось, что в номере больше театра, нежели магии, но гипсовая рука Вадима хранила козырь. И не один. Сложно описать, что происходило на сцене, поэтому привожу свои заметки дословно: «Левитация гипсовой руки, огонька, платок, манипуляция картами. Еще одна рука!!!» В принципе, все так и было: предметы сменяли друг друга, а переходы и решения действительно удивляли. Не было никаких сомнений, что «Наташа» займет место не только в наших сердцах, но и на пьедестале МФИ-2021. Не выпускающий из рук микрофона А. Муратаев резюмировал произошедшее словом «Мощь».

Вадим Савенков и его Наташа
Вадим Савенков и его Наташа

Сценическая магия на этом закончилась, и началась детская. Но это не точно. 

Как бы то ни было, далее на сцену вышел Нестор Махно. Вышел с бейджем участника форума на груди. Видимо, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что после объявления Нестора, единственный человек на сцене действительно Нестор. Начал конкурсант номер, напоминающий «Тройное предсказание», бодро и даже дерзко, но что-то пошло не так. Ошибку решено было не исправлять, а оперативно покинуть сцену. 

Ошибки на сцене бывают, главное выносить из этого уроки
Ошибки на сцене бывают, главное выносить из этого уроки

Дмитрий Клюшин решил подать ментальные фокусы как эксперимент фармацевтической компании по созданию препарата для раскрытия сверхспособностей. Видимо, лекарство оказалось гомеопатическим, потому что Дима не отгадал, в какой руке монета. Далее шла русская рулетка. Вместо гвоздя был использован кактус, в который для пущей убедительности воткнули лезвие. «Это лезвие острое, как лезвие» - заметил Капитан Очевидность голосом Димы. Смотрелось все сумбурно, но весело и захватывающе. Была какая-то надежда, что лекарство еще не начало работать, и Назар Каюмов все же сядет филейной частью на многострадальное растение. Так под шутки-прибаутки и истекли 10 минут. Дмитрий не уложился во время и использовал огонь. Что не только лишило номер оценок, но и вызвало праведный гнев организаторов.

Русская рулетка Дмитрия Клюшина
Русская рулетка Дмитрия Клюшина

Далее шел потенциально сильный номер Георгия Кокорина на шахматную тематику. Каскад магических элементов с фигурами во время реальной шахматной партии: их появление, уничтожение, превращение в шашки и многое другое. Но все впечатление убила трансляция. Непонятно, почему это не было отслежено артистом во время прогона, но с ракурса оператора видно было все – будто смотрел не фокусы, а сразу обучение к ним.

Иван Воронов объединил 3 наиболее популярных в микромагии предмета: с помощью банковской резинки стрельнул из колоды подписанной картой, внутри которой находилась подписанная монета. Все предметы подписывали зрители. Уже позже я узнал, что техническое решение для данного фокуса было придумано самим исполнителем. Очень круто, что молодые ребята не боятся выходить на большую сцену перед коллегами и при этом показывать собственные наработки.

Совсем юный (вроде бы, 9 лет) Владимир Варварин запомнился зрителям не фокусами, среди которых я заметил double cross и не совсем получившуюся кредитку, а абсолютно дерзкой подачей. По сути, малец открыл запланированную на вечер прожарку А.Муратаева, параллельно раздавая на орехи и другим фокусникам. Досталось ребятам из Magic five и Алексею Гигаури, который ассистировал на сцене бОльшую часть времени. Зал разрывался от летевших в сторону президента панчей в духе: «Муратаев, делайте нормальный бизнес», «Сядьте, Муратаев» и «Вот скажите мне, зачем Вы вообще стали делать эти худи. Показывайте фокусы». 

Знал бы Вова, сколько стоит выход этих ребят на сцену...
Знал бы Вова, сколько стоит выход этих ребят на сцену...

В диаметрально противоположном стиле выступал Даниил Поточкин. Изящная, хорошо продуманная манипуляция цветами и картами была встречена возгласами «Браво!» Видна большая работа и артиста, и наставника. А в том, что такой наставник есть, сомнений быть не может. Ну нельзя так все самому составить и научиться по видео южнокорейских манипуляторов. Или можно?

Иван Исманов показывал карточные фокусы. Из-за неудачно выставленной камеры было сложно понять, что происходит за столом. От этого, кстати, пострадали почти все микромаги, работающие с картами. По текстовому сопровождению и отдельным кадрам можно было угадать элементы триумфа и амбициозной карты. Также один из трюков был завязан на коробочке из-под карт, которую Иван забыл за кулисами. Но безвыходных ситуаций не бывает - ангел хранитель в лице то ли мамы, то ли помощницы пулей вынес реквизит, а исполнитель смог закончить номер.

Второй раз за 40 минут на сцене в качестве конкурсанта появился Нестор Махно. Не знаю, как так получилось, но, вероятно, Нестор подал заявки в двух категориях. Каких именно и когда произошла смена, опять же непонятно. В этот раз все прошло без критических ошибок, и исполнитель продемонстрировал череду предсказаний с псевдообъяснениями, а также отгадал слово.

Второе пришествие Нестора Махно.
Второе пришествие Нестора Махно.

Появление на сцене Ивана Косенкова, всем своим видом показывающего ностальгию по школьным годам, дало понять, что детская магия точно закончилась. Под очень громкую музыку исполнитель волшебным образом исправлял оценки в журнале, манипулировал шариками и даже помог появиться колокольчикам. Ну а если уж на столе оказалось нечто, напоминающее стакан (колокольчик), и шарики, то грех не показать Cups&Balls. Иван решил не грешить.

Следом выступали 4 участника с карточными номерами. Повторюсь, камера была выставлена так, что происходящее на столе видно было очень плохо, поэтому опишу то, что скорее понял, нежели увидел.

Эдуард Грамм на примере карточного фокуса поведал о методах работы знаменитого мошенника царской России Николая Савина. Колода играла роль сейфа, в которую убирались ценности (выбранная карта). Апогеем номера стала смена футболки исполнителя.

Эдуард Грамм и его конкурсный номер
Эдуард Грамм и его конкурсный номер

Сергей Каракоскин продолжил тему мошенничества, но уже рассказывал о некоем универсальном алгоритме шулерства в покере. Исполнитель начал с материализации покерных фишек из футболки, а затем следуя «порядку мошенничества» несколько раз сдал себе выигрышную комбинацию в Texas Holdem.

Продолжил карточную тему Сергей Фокусов. Ему помимо стандартной колоды помогал невидимый фотоаппарат, и слегка мешал уже известный Владимир «Прожарщик» Варварин, который вопреки просьбам (а в какой-то момент и приказам) исполнителя все-таки перемешал карты. Сергей называл недостающие карты в колоде, а также же отгадывал их по названным номерам.

Александр Курмакаев посветил номер тем, кто любит. В первой части выступления зритель выбрал карту, и именно она была в видеопредсказании. Вернее не она, а значение и масть карты в виде иллюминации на колесе обозрения.  Меня всегда в подобных эффектах интересует, что было раньше: где-то транслировали карту, и исполнитель подстраивает номер под счастливую случайность, либо имеет место договоренность с владельцами аттракциона. В любом случае выглядит это масштабно и прикольно. Но потом, как и многие влюбленные юноши, Александр наломал дров, а вместе с огромным листом пиробумаги сгорела и адекватность. За применение огня А.Муратаев попытался остановить номер, но не тут-то было. Исполнитель выхватил молоток и разбил стекло стоявшей за ним картины. Вся конструкция, припорошенная битым стеклом, повалилась на сцену. Артист попытался успокоить зрителей, уверяя, что все так и должно быть, все нормально. Но здравый смысл кричал: «Нет, не нормально». Данный номер не оценивался.

Это все, что останется после меня (с) А.Курмакаев
Это все, что останется после меня (с) А.Курмакаев

На объявлении следующего участника А.Муратаев сделал особый акцент: «Виктор Монжосов, выступление которого на МФИ ждали очень долго». Если кратко, я бы охарактеризовал номер так: апельсиновое дерево, каким оно и должно быть. С шестого ряда и на большом экране смотрится очень убедительно. Усиливало впечатление пристальное внимание к деталям со стороны Виктора на уровне образа, музыки, речи. Но меня больше всего поразило не это, а смятый стаканчик, который за мгновение полностью восстановился. 

Скульптор реальности В.Монжосов
Скульптор реальности В.Монжосов

Двадцатым и последним участником конкурса стал Глеб Соляник, которого почему-то представили под фамилией Анонимов. Классическая веревочная рутина и классная сопровождающая речь. Можно заметить, что большинство представителей детской магии то ли специально, то ли от волнения делают ставку на дерзость при показе фокусов. Глеб же, выражаясь словами Топаса, выступает свидетелем магии, ее комментатором. И в этом ключе понимаешь, насколько грамотная речь может стать украшением даже известного фокуса.

На этом конкурсная часть МФИ-2021 подошла к концу. А вместе с ней и первая часть отчета. Продолжение будет посвящено лекциям, а также прожарке, пожалуй, самому смелому эксперименту МФИ-2021.  


С уважением к читателям и в память о Денисе Власове,

Николай Фомушин

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.