фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Обзор Конгресса РАИ 2013 от Дениса Власова. Часть 1.
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Ну вот и закончился тринадцатый Конгресс РАИ 2013, и как оказалось для фокусников число «13» счастливое. Конгресс был насыщенным, интересным, а порой и даже взрывным! Сначала захотелось написать 60 страниц текста. Потом одно предложение: «Девид Стоун и Генри Эванс». Потом думал просто выложить фото с подписями и ничего не писать. Лучше один раз увидеть. Есть поводы для размышлений, и конечно, осталась масса переживаний. Будем считать данный отчет частным мнением, с которым можно поспорить, согласиться или не согласиться, но частное мнение тем и интереснее.



ПЕРВЫЙ ДЕНЬ КОНГРЕССА

В этом году первый день Конгресса проводился в ДК Метростроя. С утра всех участников встречал Президент РАИ Владимир Петрович Руднев. Пожимая руки, он говорил «С праздником!». Некоторые не понимали, о чем идет речь, но к концу Конгресса вопрос уже не возникал – это действительно был праздник фокусов!



Зал ДК Метростроя мне понравился своей атмосферой и удобством. Часть кресел была занята бумажками с подписями «Места для делегатов». Некоторые бумажки имели текст «Места для делИгатов», что давало повод для множества шуток. Настроение всех участников Конгресса было хорошим и действительно праздничным. Стоявший на сцене бумажный заяц падал, складываясь пополам, и это уже вызывало бурную радость, как некое начало шоу.

Первым был проведен детский конкурс. Открытие Конгресса задержалось на час, поэтому томить юных участников было негуманно. В зале помимо фокусников сидели и простые зрители с детьми, купившие билеты на Гала-шоу. Интересно отметить, что детское выступление они смотрели с огромным интересом. Первым выступал Кирилл Шишлов (Иваново).



Выступать первым, да еще в самом начале Конгресса – дело непростое даже для взрослых артистов. Поэтому Кирилл сильно волновался, из-за чего допустил некоторые помарки. Кирилл успешно доставал платки из газеты, а вот само разрывание газеты в силу технических причин затянулось. Нужно было отложить газету в сторону, но Кирилл продолжил настойчиво ее разрывать. К сожалению, опыт приходит только с ошибками. Другого способа его получить нет. Но отрицательный результат – тоже результат, который позволяет анализировать, исправлять ошибки и достигать успеха. Особо отмечу, что Кирилла очень сильно поддержала аудитория, поэтому впадать в грусть не стоит.

Далее на сцену вышел Эмиль Хаметов (Владикавказ), причем без всяких столиков, коробочек и прочего реквизита. Зазвучала музыка, и Эмиль с первых секунд раскрылся как хороший карточный манипулятор. Стиль выступления Эмиля напомнил корейскую школу, в частности Yu Ho Jin (победителя ФИСМ 2012). Скажем так, не самый плохой пример для подражания. Выступление Эмиля с первых секунд было блестящим, и зрители сразу поняли, что это будет явно призовое место. Начало номера было настолько уверенным, красивым и элегантным, что Эмиль мог бы закончить свой номер намного раньше – мнение о нем не изменилось бы. Забегая вперед, скажу, что Эмиль занял первое место, и полагаю, это было единогласным решением.



Между номерами участников были длинные паузы, поэтому очень не хватало ведущего, который бы эти паузы заполнял. Объявлял номера Андрей Лавинский, который четко называл имена участников, но было бы лучше, если бы он именно вел конкурс как конферансье. На западных соревнованиях обычно в паузах выступают музыканты, артисты смежных жанров, но достаточно было бы импровизаций Андрея. Вторым пожеланием является то, что в каждом конкурсе необходимо объявлять, сколько осталось конкурсантов. Когда звучала эта информация, она была как глоток свежего воздуха. Народ хотел знать, сколько номеров еще предстоит посмотреть, как распределять свои силы, внимание и планы. Зато хорошим ходом было объявление антракта. Перерывы были просто необходимы.

Следующим выступал Иван Порядин (Первоуральск). Его номер назывался «Хочу стать фокусником». Иван показывал манипуляции с шариками, которые уже де факто подтвердили, что фокусником он уже стал. Также Иван исполнил классический фокус с веревками («Кошмар профессора»), очень смешно повесив одну из веревок себе на ухо.



Это смотрелось очень мило. Иван занял в итоге третье место, с чем его и поздравляем. Последним в детском конкурсе выступал Игорь Головин (Екатеринбург). Игорю вынесли два стола реквизита, и вначале я уже напрягся, что сейчас начнется демонстрация трюков по очереди, но к счастью Игорь все показывал очень интересно. Передо мной сидели дети, которые постоянно спрашивали у родителей: «А как он это сделал?». Фокусники тоже смотрели выступление с большим интересом. Когда я делал в это время пометки в своем блокноте, Коля Фомушин, увидев это, пошутил: «Такое впечатление, что ты воруешь программу мальчика, записывая интересные ходы».



Далее начался конкурс по ментальной магии. Эта номинация была впервые введена в этом году в связи с особой популярностью ментализма среди молодежи, и можно сказать, проходила под девизом «конверты и стулья». Именно эти два реквизита использовались чаще всего. Вообще говоря, конкурс по ментальной магии обнажил ее главные проблемы: «скучно и сложно». Конкурс показал, каким не должен быть ментализм – это СКУЧНЫМ!

Во время перерыва в курилке несколько человек окружило Корнелиса Роса с вопросами: «Ну и как?». На что он ответил: «Вот уже скоро будет тридцать лет, как на ФИСМе никому не присуждают первое место в номинации ментализм. Знаете почему? Скучно!». Второй его шуткой была фраза: «Если ты обладаешь достаточной ловкостью рук – ты фокусник, если нет – ты менталист». Все засмеялись. Но Корнелис попросил не распространять эту шутку, чтобы никто из участников не обиделся. Однако буквально за неделю до этого один злодей уже сделал демотиватор на эту же тему.

Демотиватор для фокусника

Нескучным было выступление Виктора Монжосова. Первые минуты Виктор начал достаточно дерзко шутить, и это не вызвало понимание публики. Но уже минут через пять он разогрел аудиторию, и от его «импровизаций» зал уже смеялся в полную мощь. Суть номера заключалась в том, что ассистент раскрашивал разноцветными карандашами контурный рисунок человечка, после чего в папке оказалось предсказание – точно такой же человечек, причем разукрашенный теми же цветами, которые выбрал зритель. Номер имеет тройной финал. Виктор как бы намекает, что у него в папке несколько вариантов предсказания. Достав другие листы – все они оказываются одинаковыми, с правильным предсказанием. Более того, когда Виктор начал раздеваться в стиле стрип-танца, на нем оказалась одежда тех же цветов, что и на рисунке.

Именно так и нужно показывать ментализм: дерзко, с юмором, напористо, интересно, не теряя внимание зрителей ни на секунду. И этот номер мог бы занять первое место, и, безусловно, занял бы, причем с большим отрывом, если бы ни одно «но». Номер оказался точной копией номера известного западного фокусника, что на конкурсах недопустимо. Да, другие участники тоже в своих номерах заимствовали чужие идеи, методы, шутки, но жюри, хорошо знакомое с оригиналом этого номера, решило, что «так драть нельзя». Об этой проблеме в прошлом году уже говорил Василий Руденко, угрожая дисквалификацией участников в случае, если они показывают полностью чужие номера, не объявляя об этом. В этом году жюри решило ограничиться штрафами по баллам.

Нет смысла пересказывать все номера в номинации «Ментальная магия», тем более, что Юрий Сергиенко уже выложил часть видеозаписей конкурса на своем канале YouTube. Мне запомнилось выступление Ильи Рогулина, который продемонстрировал интересные визуальные эффекты (телекинез), что тоже может входить в рамки ментализма; к тому же его номер не был затянут. Единственным минусом его выступления можно считать использование сленга в речи и «молодежного языка». Для уличной магии это было бы нормально, но на сцене смотрелось не совсем органично. Вообще говоря, текст многих участников был слабо проработан и изобиловал подростковой пубертатной лексикой.

Первое место занял Таинственный Макс. Он показал достаточно сложный и эффектный номер, но пострадал от того, что на сцену пригласил слишком молодого случайного ассистента, не умевшего в свои школьные годы читать. Мальчик дико тормозил и практически срывал Максу весь эффект. Как же все-таки зависит успех от ассистентов! Эту фразу мне хотелось неоднократно крикнуть многим выступавшим, особенно тем, которым повезло с ассистентами.

Так, Арсений Литвиненко (Чернигов) стал показывать сложнейший номер Деррена Брауна «Китайский ресторан», пригласив в качестве ассистентов Александра Муратаева и Александру Скачкову.



Хотелось взять рупор и крикнуть: «Мальчик! У тебя в жизни никогда больше не будет таких хороших ассистентов! Никогда! Цени это!». Ментализм – дело тонкое, поэтому провалив все дуальности и лингвистические трюки (не уверен, что Арсений вообще о них знал), его спас актерский опыт приглашенных ассистентов. Интересный номер показал и Николас Кин (Литва). Вообще говоря, стоит отметить очень сильную прибалтийскую и украинскую школу магии (и в плане режиссуры, и в плане теории). Девизом Конгресса мог бы стать лозунг «Украинско-прибалтийский прорыв». Шутка ли, аж шесть наград завоевали только конкурсанты из Украины!

Оригинальным было и выступление Сестер Катанских, которые вызывали дух Гарри Гудини и дали объявление в газету с предсказанием еще задолго до своего выступления. Зрелищным был момент, когда дух Гудини заставил не только двигаться перо, но писать им предсказание. В ментализме так мало зрелищных эффектов, поэтому каждый визуальный трюк разбавлял монотонность, как глоток свежего воздуха. Думаю, в немалой степени именно из-за визуальных эффектов и театрализации действия Сестры Катанские были награждены третьим местом в конкурсе.

Последним комментарием по поводу ментальной магии хотелось бы сделать следующее. Из-за популярности ментализма многие редкие техники и приемы стали известны широкому кругу лиц, поэтому произошла некая девальвация очень серьезных методов и концепций ментализма. В силу неумелого, а порой и бездарного их использования, они превратились уже в какую-то пародию или фарс. Очень печально, когда, например, во время перерыва ко мне подходит десятилетний мальчик и спрашивает, использую ли я в работе «серебро». Хочется ответить ему словами Юрия Мончака: «Иди собирай пенал в школу».

Ментализм изрядно утомил многих зрителей, некоторые из которых уже не вернулись в зал после перерыва. Я увидел уставшего Олега Степанова в буфете и Владимира Свечникова, которые грустно пили пиво (Степанов пил колу), и отказались от дальнейшего просмотра конкурсной программы. Но совершенно зря, потому как именно конкурс по сценической магии был фееричным! Некоторые жаловались, что участников было не столь много, но, по-моему, это было только плюсом. Лучше меньше, да лучше!

Первым выступал Максим Котов с ассистентом, которому он замотал голову скотчем, накрыл ведром, а в конце программы, у ассистента во рту оказалась выбранная и подписанная зрителем карта. К сожалению, на выступлении Максима разрядилась батарейка в радиомикрофоне, отчего половину номера он выступал без звука. Звукорежиссер из ДК Метростроя хоть и допускал некоторые ошибки, все же ему было очень далеко до «человека Ухо» из ЦДРИ. Очень далеко.

Неплохо выступил и Майкл Назаров. Очень многое зависит от того, какое начало номера. Майкл начал весьма энергично, ему громко аплодировали при показе фокусов с платками, однако к концу номера экспрессия стала снижаться, и Майкл почему-то стал больше нервничать.

Превосходным, и я даже сказал бы взрывным, было выступление Максима Мелешко. Как только его объявили, раздался шквал аплодисментов и криков уже заранее авансом. И Максим не подкачал. Это была безупречная актерская и режиссерская работа. Как не хватает таких выступлений и участников! Максим принял во внимание все ошибки, совершенные ранее, проделал громадную работу над собой и выступил без единой помарки. С жюри не спорят, но лично я вручил бы ему еще одно первое место (жюри оценило его номер третьим). В любом случае в воздухе ощущалось, что Максим совершенно точно будет награжден.



Казалось бы, что лучше Максима уже никто не сможет выступить, но как я уже говорил, конкурс таил в себе несколько открытий и фееричных номеров. Артисты Дмитрий и Наталья Перовы (Пермь) снова взорвали зал. Их номер строился по нарастающей линии. Сначала летающее под платком нечто (The thing), потом внезапное появление ассистентки из ящика, потом игра со светлячками, но фурором стала настоящая левитация Натальи. Она парила в воздухе сначала на трех ножках от зонтов, потом на двух, в итоге остался только один зонт. Хрупкий зонт с тонкой ручкой совершенно не производил впечатления возможности на него опереться. Очень зрелищная левитация. Абсолютное ощущение чуда. Этот номер получил Гран-при Конгресса, и это решение было поддержано бурными аплодисментами в зале.



Далее выступал фокусник из Германии Владимир Шмидт. Его интерактив строился вокруг Александры Скачковой, с которой он флиртовал на сцене. Некоторые шутки были скорее одесскими, нежели германскими, хотя вспомнилась и главная немецкая тема. Смешнее всего были шутки-пародии на реквизит фокусников. Владимир продемонстрировал микро-свечи Фантазио, микро-веревки, макси волшебную палочку и другой необычный реквизит. Это был превосходный юмор над фокусниками и их реквизитом, и эту тему можно было развивать без фокусов. Казалось, что сами фокусы в этой программе уже лишнее.

Далее публика снова взорвалась, потому что на сцену вышел Юрий Мончак. Это было торжество манипуляции. Юрий построил весь номер при помощи одного объекта манипуляции – сигарет, и выжал из манипуляции с сигаретами все. Жюри высоко оценило его выступление, вручив Юрию второе место в конкурсе по сценической магии. Было видно, что Юрий проделал большую работу, связки между манипуляциями были хорошо продуманы и режиссерски, и технически. В общем, украинская школа магии рулит! Захотелось многих россиян отправить в Украину на стажировку. Да и съездить самому.



Еще одним потрясением стало выступление Сергея Ступакова (Латвия). Тот случай, когда ощущаешь сразу – либо Гран-При, либо первое место! Сергей с первых секунд начал делать красивейшие появления голубей. Настолько технически чисто, что никто не верил своим глазам. Иногда хотелось сказать: «Да ладно, неужели и сейчас появится голубь? Это нереально». И голубь появлялся. Но зал взорвался, когда Сергей сделал появление гигантского попугая длинною, наверное, с метр. Попугай сделал круг и приземлился на спину Натальи Перфильефой. Это был очень смешной момент. Пока все смотрели, как летал попугай, Сергей сделал появление еще такого же метрового попугая. Это было термоядерное выступление!



В заключение конкурса выступал дуэт «Счастливый расклад». Это был скорее оригинальный жанр с использованием фокусов, но смотрелось все интересно. А песню, которую они напевали, я не мог выбросить из головы дня три.

ГАЛА-ШОУ

В самом начале Гала-концерта на сцену вышел конферансье Римас Навицкас, и стало спокойно на душе – как минимум, ведение концерта будет интересным. В этот раз Римасу помогал вести вечер Юрий Сергиенко. Дуэт ведущих оказался весьма органичным. Было интересно наблюдать над шутками Римаса и Юрия, смотреть, как они по-доброму подтрунивают друг над другом и даже совместно показывают фокусы.
Из-за того, что приглашенный гость Арсен Люпен сильно заболел и не смог приехать, а известно об этом стало лишь за пару дней, возникла неприятная ситуация. Самое обидное, что он с большим трудом получил визу, уверенно подписал контракт, очень хотел приехать, но болезнь внесла свои коррективы. Поэтому нужно было сделать адекватную замену.

Скажу так – гала-концерт был настолько сильным и интересным, что я не видел ни одного человека (кроме Сергея Кораблева), кто вообще вспомнил бы хоть раз про Люпена. Юрию Сергиенко удалось по-режиссерски правильно выстроить концерт из двух отделений, а состав артистов, то, как они выступали, позволял представить каждого из них в роли специального гостя гала-шоу.
Первыми в концерте выступали Сестры Катанские, исполнив свой легендарный номер «Семейка Адамс». Девочки выглядели мило, они перестали использовать грим из фильма ужасов, что, наверное, правильно. Поскольку номер этот у них уже хорошо отработан, Наташа и Екатерина Катанские держались спокойно, уверенно и профессионально.

Следующим было выступление дуэта Анны и Виталия Дельворс. Их считают лучшими представителями жанра «мнемотехника». Отвернувшись от зала, Анна легко угадывала любой предмет, который Виталий брал в руки, называла серии и номера любых документов. Их выступление создало ажиотаж. Особенно старались дети, тянувшие руки, и просящие подойти именно к ним для чтения мыслей. Было ощущение, что публика не отпускала дуэт Дельворс, Виталий ходил по разным частям зала, а ему все тянули новые и новые предметы. Это действительно фантастический номер, особенно если его видишь впервые.

В конце первой части концерта выступал Сергей Симонов с двумя очаровательными ассистентками. Они показывали трансформацию, фокусы с появлением зонтиков. Девушки были ослепительно красивы, элегантны, поэтому мужская часть зрителей смотрела главным образом на них. Поскольку Сергей – не Борис Моисеев, думаю, он не сильно ревновал.

После антракта на сцену вышел мастер ментальной магии Александр Александер, которого позиционировали как специального гостя. Первый номер Александера с поиском карт Зенера был необъясним. То есть все фокусники примерно понимали, как он делается, но никто не мог сказать, как это сделал Александер точно. Позже Александер признался, что использовал свою авторскую методику. Далее Александер стал показывать менее сложные трюки, но компенсировал все своей уверенностью и харизмой. Я спросил после концерта у зрителей НЕ ФОКУСНИКОВ, какие у них остались впечатления от Александера (известен факт, что зрители и фокусники всегда по-разному оценивают выступления артистов). Многие отвечали, что им было интереснее смотреть на самого Александера, то как он говорит, смотрит в зал, как ведет себя, нежели вникать в суть его трюков. Выступление Александера снимало телевидение, и даже в одном из номеров теле-журналист смог поучаствовать в шоу в прямом эфире.

Для меня в выступлении Александера показалась сомнительной его мелкая повязка на глазах, в которой он уверенно разгуливал по сцене, метко бросая предметы в зал. Тут нужно либо снимать повязку, либо изображать слепоту. Вторым моментом была ошибка в речевом паттере в номере «невидимые касания». Все, больше не буду критиковать Александера, а то он нашлет на меня порчу.

По счастливому стечению обстоятельств в зрительском зале находился молодой, но уже всемирно известный фокусник Сос Петросян, которого В.П. Руднев пригласил на сцену, поблагодарил за успехи и вручил членский билет РАИ. Далее в программе выступал дуэт Бориса и Елены Мирошниченко. Они показывали баланс на ножах. Это легендарный номер, который в их исполнении вызвал истерию аплодисментов в зале. Вот это уровень! Спасибо таким артистам за то, что они есть! Это богатство нашей страны.

Выступал и сам Юрий Сергиенко, показав номер «апельсиновое дерево», которое так любят зрители. На дереве вырастают настоящие цитрусовые плоды, зритель выбирает любой из них, и именно в нем оказывается кольцо зрителя. Очень смешным был момент, когда у Юрия не сработала волшебная палочка, в которой застрял платок. Юрий так классно обыграл это, что если бы фокус получился, было бы в сто раз хуже. Это отличный ход, ведь зрители так любят, когда фокус не получается. А как это любят фокусники!

Закрывали концертную программу Юрий Савицкий и Анна Маркова, показав номер с факелами и исчезновением головы приглашенного на сцену ассистента. Также хочется вспомнить еще одного участника из первого отделения концерта – Никиту Измайлова, показывавшего контактное жонглирование стеклянным шаром. Без лишних слов скажу, что это лучший манипулятор в своем жанре, а многим тем, кто увлекается контактным жонглированием нужно или выбросить шар, или бежать к Никите получать уроки. Особенно всех впечатлило то, как стеклянный шар летает и зависает в воздухе. Все просили повторить Никиту этот элемент манипуляции.

Подводя итог, можно сказать, что Гала-концерт получился одним из лучших среди концертов, организуемых РАИ. Все номера были оригинальными, не было «фокусного нафталина», изобилия летающих столов, тростей и платков. Концерт не был затянут, его было реально интересно смотреть, причем и фокусникам, и простым зрителям. Спасибо всем артистам, кто принял участие в этом концерте!

Читать далее...

  • 1
Здравствуйте уважаемый Денис! С интересом прочел Ваш отчет о прошедшем Конгрессе РАИ-2013. Замечательный отчет! По себя знаю, как это не просто отразить все нюансы Конгресса, оценить выступления артистов, Гала-концерт, Семинары, Банкет, и вообще, передать атмосферу прошедшего мероприятия. Вам это удалось в полной мере! У Вас определенно писательский дар! Ваше чувство юмора, добрая ирония, интеллект, глубокое знание предмета позволило подметить многие моменты Конгресса. Спасибо Вам за высокую оценку моего участия в Гала-концерте, который я готовил вместе с Ю.Сергеенко и с которым я репетировал, а вот на Концерте у нас получилась сплошная импровизация. Не со всеми Вашими оценками могу согласиться, например, чтобы А.Лавинский конферировал между номерами конкурсантов. Во-первых, А.Лавинский не конферансье, во-вторых, чтобы он говорил и делал во время пауз? Это не так все просто! И потом, на всех иллюзионных конкурсах, паузы никем не заполняются, кроме фоновой музыки, дабы не отвлекать жюри от работы. Такова специфика конкурса! Вы очень правильно сделали, что в начале своего обзора сказали, что высказываете исключительно свою точку зрения, с которой можно соглашаться или не соглашаться. Я об этом как-то не догадывался сказать, когда писал свои отчеты, которые некоторым коллегам казались жесткими и несправедливыми. Но давая оценку тому или иному артисту, я исходил из своего 30-летнего артистического опыта и старался никого не обижать. Я очень рад, что именно Вы, Денис, сменили меня на посту Пресс-секретаря РАИ. Я желаю Вам успешной работы и с удовольствием буду ждать и читать Ваши статьи.
С уважением Римас Навицкас

Дорогой Римас!

Спасибо за добрые слова, очень приятно!

Не скрою, что ваши статьи и комментарии читаю с не меньшим интересом. Не подумайте, что это вежливый реверанс, это действительно всегда интересно.
Нужно писать, особенно если есть желание и поводы.
К сожалению, фокусная журналистика у нас не развита. Есть хорошие спортивные комментаторы, литературные критики, искусствоведы, а вот в иллюзионной сфере - пробел, который я надеюсь со временем удастся восполнить. Отрадно, что появились блоги Свечникова, Степанова, репортажи Антона Козлова, статьи Андрея Федорова и др.

Что касается субъективности, очевидно, что окрашенные личными переживаниями отчеты всегда интереснее читать, нежели изложение фактов. Поэтому я решил нарушить политкорректность в некоторых строчках, не хотелось превращать отчет в формальный доклад.

С комментарием по поводу А. Лавинского я действительно погорячился. Зная Андрея, представляю теперь, как он на меня посмотрит при встрече, и что скажет, если прочтет сей опус : -)

Edited at 2013-10-12 09:23 pm (UTC)

Юрий Сергиенко

Денис Спасибо большое. С огромным интересом и удовольствием читаю твои репортажи. Практически со всеми твоими выводами согласен. Не большая поправочка ,В подготовке к Галла-Шоу приложил максимум усилий Римас и Организатором вечернего "шоу"нужно считать его .Я по мере сил только помогал . У Римаса огромный опыт в проведении таких сборных концертов и срежисировал его именно он ,виртуозно и играючи. Я просто получал удовольствие находясь с ним на одной сцене. Отдельно пользуясь случаем хочу отметить первоклассных артистов которые абсалютно БЕСПЛАТНО согласились выступить перед такой не простой публикой . Дельворс Анна и Виталий ,Мирошниченко Борис и Елена, Трансформация Наташа Птицина ,Ольга Климанова под мудрым руководством Сергея Симонова. Жонглер Никита Измайлов украшение любой программы, не сомнено Сестры Катанские Наташа и Катя , и конечно Мастера которые очень красиво зафиналили наш концерт Анна Маркова и Юрий Савицкий

  • 1
?

Log in

No account? Create an account