?

Log in

No account? Create an account
фокусник, иллюзионист, мистификатор

vlasovdenis


Денис Власов

Читатель, вы практически читаете мои мысли!


Previous Entry Share Next Entry
Памяти фокусников посвящается
фокусник, иллюзионист, мистификатор
vlasovdenis
Многие менталисты демонстрируют поразительные способности. Они умеют делать в уме сложные вычисления, мгновенно определять количество лежащих на столе предметов, суммировать все монеты, лежащие в кармане человека, читать мысли и предсказывать будущее. Но при этом самой большой проблемой для них является... запомнить имя зрителя. Да, да, да, есть такой парадокс, скажу по секрету.

Ну а если зрителей несколько, и представляются они по имени-отчеству, запомнить всю эту информацию невозможно. Это главная тайна менталистов. А также всех фокусников, ведущих и артистов, работающих интерактивно.

Бейджик спасает

Очень многие фокусники сходятся на мнении, что в момент знакомства они думают о трюке, поэтому мозг сосредоточен на чем-то другом, и запомнить имена зрителей, к сожалению, удается не всегда. А если концертов у фокусника много, то мозг вообще отказывается что-то запоминать. Фокусники, проверьте себя: вы наверняка не помните имя последнего зрителя, которому показывали фокусы. А если вы не можете быстро ответить, где вы выступали в прошлый раз, значит у вас много концертов. Или мало. Или все-таки хреновая память.

Бывает, спрашиваешь зрителя: «Представьтесь, пожалуйста, как вас зовут?». И как только зритель заканчивает произносить свое имя, буквально в момент произнесения последнего слога, имя тут же забывается. Если бы это знали зрители, они могли бы показывать фокусникам легендарный номер «стирание памяти».

Поскольку обращаться к зрителю надо, возникают курьезные ситуации. Помню, фокусник Сергей Волков, к сожалению недавно ушедший от нас, выкручивался так. Явно забыв имя ассистентки, он уверенно переспрашивал его еще раз. Услышав имя, он тут же добавлял: «Ну, я-то помню, я просто вас проверяю, не забыли ли вы».

Надо сказать, что регулярно фокусники прибывают некоем идиотском состоянии, когда имя вроде помнишь, но вдруг начинает казаться, что оно на самом деле другое. Происходит какой-то щелчок в голове, и ты уже начинаешь думать: «Так, это Наталья, но возможно и Таня. Попробую обратиться как к Наталье».

Демотиватор для фокусников

Произнеся аккуратно тестовую фразу: «Наталья, будьте добры …», смотришь на реакцию, а внутри все сжимается. Если «Наталья» спокойно реагирует, фокусник облегченно выдыхает. Но бывает, когда весь зал возмущенно ревет: «Это не Наталья, это Татьяна!». Вот тут хочется провалиться сквозь землю. Это недопустимая гадкая ошибка, из которой можно выкрутиться только какой-нибудь шуткой, типа: «Как быстро вы меняете свои имена» или придумать еще что-то более остроумное.

Однажды фокусник Олег Медков, неправильно назвав приглашенную из зала зрительницу, сделал из этого фишку, каждый раз в дальнейшем называя ее разными именами. Но при этом делал он это так артистично и смешно (надо видеть Олега Медкова), что повторить эту импровизацию едва ли удастся.

Фокусник Олег Медков шутит

Еще одной «фишкой» в комической магии, правда весьма изъезженной, является произнесение фразы после знакомства: «Я все равно не запомню». А вот фокусник Александр Лопатин из Красноярска поступает еще более оригинально. Он просто пишет имена зрителей на стикерах и тут же приклеивает их к груди зрителей. Причем, когда он проводит эту процедуру с женщинами, это придает особую пикантность номеру.

Фокусник Александр Лопатин готовит стикер для Оли.

Многие ведущие делились со мной подобной проблемой. Когда они вызывают зрителей на конкурсы, то мозг им тоже часто отказывает. Как учил меня один опытный ведущий, для того, чтобы запомнить имя человека, нужно специально произнести его несколько раз про себя. Этим приемом часто пользуются артисты, работающие в интерактивном жанре.

Однако ведущим это, похоже, тоже особо не помогает. Однажды мне предстояло работать на свадьбе с незнакомым ведущим. Тот подошел, галантно, с папочкой, и спросил: «Как вас представить?». Я четко произнес всю информацию по слогам, чтобы он успел записать. Услышал, как ведущий начал бубнить: «Денис Власов. Денис Власов. Денис Власов». Выступаю. В завершение номера кланяюсь, и вдруг вижу панический взгляд ведущего. Слышу, как он кричит в микрофон: «Давайте же еще раз поаплодируем нашему замечательному фокуснику! Это было невероятно!». И слышу его нервный шепот сквозь закрытый рот: «Как фамилия? Фамилия как?!». Опустив голову, также же с закрытым ртом, шепчу ему «Денис Власов» и улыбаюсь, как Андрей Миронов в момент произнесения фразы «Брюки медленно превращаются…». И тут ведущий выдает в микрофон на весь зал: «Перед вами выступал фокусник Денис Еласов»...

Известно, что история повторяется трижды. Один раз – как трагедия, и еще пару раз, для тупых. Поэтому меня дважды представляли как «Денис Бласов», «Денис Басов». А однажды даже представили как «Денис Кораблев». А сколько намучился фокусник Алексей Яр, у которого раньше был псевдоним «Грофт». Можно писать целую диссертацию на тему: «Варианты произнесения слова Грофт. В 12 томах».

UPD 16.01.2014.
В 2014 году фокусник Алексей Яр снова вернулся к псевдониму Грофт, поскольку возникла еще большая путаница. Все стали спрашивать: "Алексей Яр - это тот, который Грофт?", чем полностью извели Алексея.
/UPD

С другой стороны, некоторые ведущие гордятся тем, что запомнили имя, и потом как дети начинают: «Ольга, пожалуйста, выходите на сцену, Ольга, возьмите, Ольга это конверт, сейчас у нас, Ольга, будет конкурс, в котором вы, Ольга, будете участвовать». Стоя за кулисами, хочется похлопать ведущего по плечу и сказать: «Брат, ну ты запомнил это имя, запомнил...».

А ведущий Олег Паскаль вообще подошел к проблеме радикально. Он делает распечатку (на нескольких листах) с фотографиями всех гостей и их именами. И потом учит этот список наизусть. Уж не знаю, что заставляет его так маньячить, но потом его ведение часто выглядит так: «Я смотрю Александр Дмитриевич расслабился, в то время как вижу Николай Семенович пробирается выйти покурить. А Петр Самуилович готовится к тосту». И далее идет перечисление еще двух десятков выученных имен-отчеств.

Олег Паскаль помнит всех по имени-отчеству

UPD 16.01.2014.
Позже Олег Паскаль объяснил, что изначально "фишка" задумывалась именно как демонстрация сверхпамяти. Что интересно, по признанию Олега, память он все-таки смог натренировать. Иногда он внезапно начинает обращаться по имени отчеству к незнакомым людям и не ошибается. Позже выясняется, что несколько лет назад он встречал этих людей у себя на банкете.
/UPD

Интересный эффект ощущает по жизни мой друг, фокусник, Николай Фомушин. Даже Word подчеркивает его фамилию и рекомендует ее исправить на «Фомушкин» (не удивлюсь, если вы так ее и прочитали). Я ни разу в жизни не слышал, чтобы эту фамилию произнесли или написали правильно. Всегда только Фомушкин. Ошибался даже педантичный Олег Степанов. Более того, когда я говорю Фомушин, меня всегда поправляют: «Не Фомушин, а Фомушкин». Это так забавно слышать (только не Николаю). Я даже предлагал ему использовать это как фишку, написав на сайте и визитках Фомушкин с зачеркнутой буквой К.

Но самыми опасными бывают ситуации, когда вызываешь на сцену колоритного зрителя с ярко выраженной этнической внешностью, просишь его представиться. А он произносит: «Ерсайын». Или «Баигурждмл». Переспрашиваешь, но слышишь лишь #^&*{@~$.

Помню на гастролях в Казахстане я не смог повторить ни одного (!) имени зрителя, вышедшего на сцену! Я не говорю уже про то, чтобы запомнить. Правда, имена там были из серии: Кайыргали и Жарылкасын. Я тогда очень надеялся и был бы рад, если бы для них наши имена Дима и Павлик тоже звучали бы так, что язык сломаешь.

Но надо сказать, что казахи искренне радовались, когда своими именами ставили меня в затруднительное положение. Поэтому позже в некоторых случаях я стал использовать это как фишку. И выступая однажды на празднике армянской диаспоры, спросив имя зрителя и услышав заветное #^&*{@~$, я сделал потерянное лицо и сказал честно: «Я не смогу это повторить». Это вызвало дикий смех и гордость.

Бывают и опасные курьезы. Однажды пригласил на сцену очень серьезного человека. Тот неохотно вышел. Когда я попросил его представиться, он наклонился и шепнул мне на ухо: «Шалава». Что-то внутри ёкнуло, и инстинкт самосохранения не позволил переспрашивать. Обращался к незнакомцу неопределенно, из серии «А теперь я попрошу нашего ассистента…», но к середине номера я все же услышал от зрителей, которые его окликнули, что имя было Шалва. Весьма распространенное грузинское имя, которое нужно очень правильно артикулировать.

Смешно, когда взрослые мужики, лет пятидесяти, при просьбе представиться говорят: «Вовчик», «Павлик» или, например, «Миха». По этикету именно так нужно к ним и обращаться, если именно эту форму обращения они предпочли. И это нам, фокусникам, на руку, особенно если номер из разряда комической магии. Ведь гораздо смешнее звучит фраза «А теперь я попрошу Миху выбрать любую карту», весь зал смеется, и «Миха» уже сам не рад, что так назвался.

Хорошо оттачивать импровизации, когда зритель в момент знакомства произносит явно вымышленное экзотическое имя. Обычно весь зал в этом случае смеется. Однажды на новогоднем корпоративе я вызвал на сцену не совсем трезвого зрителя (других не было), который явно хотел как-то сострить. На вопрос: «Как вас зовут» он думал секунды четыре, потом произнес внезапно: «Ихтиандр». В мгновение у меня родилась шутка, которую я тут же и озвучил: «Ихтиандр у вас будет через несколько часов. А сейчас нужно узнать ваше настоящее имя». Зал буквально взорвался. Именно такие фишки и делают номер.

Зритель шутит во время знакомства

Иногда в мозгу генерируются и абсолютно дебильные и идиотские шутки, и произносить их нельзя. На той же армянской вечеринке один из гостей представился как Грачик. У меня даже уже зашевелилась губа, чтобы сказать «А я Воробушек. Грачик и Воробушек». Но, слава богу, мозг пока еще работает быстрее, чем язык.

Что же касается памяти, то близкие и родные иногда задают мне такой вопрос: «Почему ты, обладая колоссальной памятью, позволяющей мгновенно запоминать несколько колод карт, считать сумму монет одним взглядом и помнить длинные последовательности чисел, никак не можешь запомнить номер нашего телефона? Зачем ты пользуешься записной книжкой?».

Ответ я прочитал в книге «Феномен Михаила Куни» (автор Кунин М.М., изд-во «Русская книга», 2003):
«– Зачем зря перегружать память? Наш мозг выполняет две основные функции – возбуждения и торможения. Во время выступления для меня все перестает существовать. Я как бы включаю рубильник всех возможностей психики, воли, обостренной наблюдательности… Но для успеха дела необходимо мозг периодически растормаживать, регулировать его состояние» [стр.333].

Именно этот ответ я и рекомендую использовать всем фокусникам.

Куни. Тренируйтесь.

Тренируйтесь!


  • 1
Отличная статья, Денис!
Помню были выступления в Грозном у меня, приходилось работать с детьми, которые по-русски или вообще не говорят, или говорят очень плохо. И вот спросишь, как тебя зовут, а потом (даже если запомнишь) думаешь - "Имраном он представился или Экраном"?

Я был уверен, что основной сложностью в выступлении фокусника является умение направить внимание зрителя в нужное русло и отвлечь от того, что ему видеть не надо. А тут, оказывается, такая штука с именами. Когда мне приходилось запоминать много имён (читал лекции для двух потоков - около 200 студентов) - я затребовал в деканате списки групп, перед первым знакомством (перекличкой) попросил студентов сесть там и с теми, с кем они хотели бы сидеть на лекциях, и на отдельном листе составил "карту посадки" (номер в списке и расположение в аудитории). Если кто-то начинал бузить - можно было легко вычислить, а обращение к первокурснику по имени-отчеству всегда как бы повышало его самооценку и призывало взрослеть.

Карты посадки

Да, такая система "карты посадки" знакома, и видел ее несколько раз у преподавателей ВУЗов. Но большинство преподавателей не заморачивается, и запоминает лишь самых ярких и активных. Правда, бывает, что и на всю жизнь.

А зрители на всю жизнь запоминаются?

Зрители запоминаются далеко не все. Как правило, только те, с кем происходит что-то необычное во время фокуса, либо те, кто ведет себя неадекватно. Но зато они уже запоминаются на всю жизнь.

Недавно на одной свадьбе видел случай. Идет ведущий. На встречу ему молодая пара, которая говорит "Здравствуйте. Вы нас не узнаете?".
Ведущий стыдливо смотрит и говорит: "Нет. Если вы еще скажете, что я вел вашу свадьбу, будет вообще круто".
Те смеются, и говорят, мол, да, вы были ведущим на нашей свадьбе несколько лет назад.
Смех и конфуз...

А вы говорите зрители : )

У хорошего тамады, небось, каждую неделю свадьба, т.е. около полусотни в год, что тут можно запомнить...

Спасибо очень интересно. Когда про воробушка прочел - сильно смеялся)

  • 1